Сколько лет уже прошло с тех пор как видеоигры переросли статус “однокнопочных детских забав” и стали сложными комплексными произведениями с влиянием самых разных медиумов, столько и ломаются копья на тему “являются ли видеоигры искусством”.
Множество аргументов “за” и “против” постоянно приводят все причастные и непричастные с созданию, потреблению и осмыслению новой формы повествования, но до сих пор однозначного консенсуса по этому вопросу нет. Иначе его бы не поднимали на самых разных тематических сайтах и даже в научных диссертациях с периодичностью не реже раза в полгода. Можно по разному относиться к этому, но, кажется, пока что воз и ныне там.
К счастью, эта неопределённость не мешает, а наоборот стимулирует разного рода творцов к экспериментам с новой формой. Можно долго и нудно перечислять значимые проекты, которые что в народе, что в академических кругах считаются играми-искусством. Факт в том, что меньше их не становится. И это прекрасно. Эксперимент – один из важнейших методов познания, и только пробами и ошибками можно определить какой приём пойдёт на пользу произведению, а какой только навредит повествованию. И я не устану повторять что плохие игры нам нужны для того, чтобы учиться на их ошибках, ведь в них куда больше закономерностей.
Оригинальная The Stanley Parable, вышедшая ещё в 2013 году – это во многом новаторская игра рассвета пост-модерна в массовой культуре, за что и получила заслуженное признание среди самых разных кругов. Простенький симулятор ходьбы, который доводил до абсурда проблему вариативности в сюжетных видеоиграх. Манифест свободе выбора, который не стеснялся говорить с игроком напрямую через четвёртую стену в лице главного героя. Едкая насмешка над серьёзными историями, поданными по традициям книг и кино.
И The Stanley Parable Ultra Deluxe – дополненное (а местами откровенно переделанное) переиздание оригинала, вышедшее спустя 9 лет и одну самостоятельную игру того же автора, уже ставит серьёзный вопрос самому оригиналу. Сомнений в том, что это произведение искусства у меня нет, ведь это во многом очень личное творение одного автора, хоть и не без сторонней помощи. Но вот является ли это игрой?
Формально, Дейви Вреден – автор The Stanley Parable и The Beginner’s Guide, – никогда и не позиционировал свои творения как полноценные игры. В той же википедии, например, у обоих произведений в качестве жанра значится Interactive Fiction (или Interactive Drama) – специфический подвид видеоигр, которые заключаются в прямом взаимодействии между рассказчиком, который представляет историю с возможностью развилок, и игроком, чья роль заключается в выборе развилки. Более привычный термин, особенно знакомым с японским геймдевом, – визуальная новелла. И, как показали годы развития видеоигр, ВНки можно представить не только в виде слайдшоу на RenPy, но и в симбиозе с другими жанрами. Например ту же Disco Elysium можно назвать гибридом визуальной новеллы и rpg, что выражается в броске кубика на некоторых строчках диалогов.
The Stanley Parable же можно назвать гибридом визуальной новеллы и квеста. Разве что выбор путей развития сюжета здесь происходит непосредственным действием – куда идти и на какие кнопки нажимать. И вместе с действительно нетривиальной историей, заигрывающей напрямую с конвенциями видеоигр, это действительно производило фурор на игроков. Пусть отсутствие геймплея кроме ходьбы и взаимодействия с окружением порой бросалось в глаза, странный сюрреалистичный сюжет быстро отвлекал от этого недоразумения.
Но сейчас на дворе 2022 год. За эти годы вышло множество самых разных игр, которые делали и историю не хуже, и даже иногда могли предложить качественный интересный геймплей, который мог выжить и в отрыве от сюжета. В этом заключается моя первая претензия к The Stanley Parable Ultra Deluxe – она катится по тем же рельсам. Да, может показаться глупой затея предъявлять претензии к переизданию. Но тут у меня есть одна козырная карта – в Ultra Deluxe появились новые концовки и даже одна почти самостоятельная история.
Проблема новой истории в том, что она толком не привносит ничего нового к старой. Это буквально повторение того, что игравшие в оригинал уже видели. Более того, судя по всему, из-за смены движка одна секретная концовка оригинала канула в лету. И это было бы не так печально, будь новые концовки лучше. Увы, они не способны предложить новый опыт. Даже попытки поязвить над современным геймдевом выглядят уныло и натужно, лишь растягивая время.
Здесь кроется моя, во многом субъективная, вторая претензия – Дейви отчасти повторил The Beginner’s Guide. Так получилось что я её терпеть не могу за излишнюю претенциозность. Я ненавижу когда в произведениях непосредственно сам автор начинает жаловаться на свою тяжёлую жизнь творца и неблагодарную аудиторию. Пусть в Ultra Deluxe это сделано с некоторой иронией (и спасибо что автор выбрал примеры с действительно хорошей критикой), такие приёмы лично у меня вызывают исключительно негативную реакцию. Ей Богу, учитесь у Suda 51 как правильно показывать путь творца, раз уж не получается стать самим собой из прошлого.
Но самый главный удар по The Stanley Parable, который нанёс Ultra Deluxe – это самоповтор. Нет ничего более ужасного для творца, чем возврат к своему творению в попытках его изменить или дополнить. Даже если он что-то смог внести нового в произведение и не испортил его, это больше говорит о стагнации и отсутствии новых идей. Паразитирование на своём наследии не приводит ни к чему хорошему. Об этом, что иронично, говорит и сама история Ultra Deluxe. Возможно, это какая-то осознанная многослойная пост-ирония, но я считаю, что такое нужно осуждать. Пусть и с новыми нотками, но это повторение истории о творце среди истории про бесконечные повторы.
При всём этом я понимаю, почему Ultra Deluxe существует. И понимаю почему это переиздание понравится людям. Особенно тем, кому понравился The Beginner’s Guide. Более того, я бы даже порекомендовал пройти Ultra Deluxe тем, кто не знаком с оригиналом. Именно поэтому этот текст оформлен не как обзор, а как личное мнение. Всё-таки я слишком ценю оригинал и считаю, что он достоин ознакомления. Ну и ещё потому что я обозреваю только игры.
Комментарии