Обзор: Alone in the Dark - Не один в темноте 91

Обзор: Alone in the Dark – Не один в темноте

Как минимум вдвоем...
Как минимум вдвоем...

Я играл в оригинальную игру. Я играл в The New Nightmare. Я из тех людей, которые считают Alone in the Dark 2008 года нормальной игрой. Она была бы хорошей, если бы из нее убрали последнюю треть игры и куцый финал, исправив при этом кучу багов. В ней были интересные задумки, необычные механики (чего только стоит инвентарь) и даже интересная реализация некоторых головоломок, к сожалению, после ее релиза франшиза канула в лету, пока о ней не вспомнили в 2020-х годах.

На этот раз за переосмысление некогда культовой франшизы взялась студия Pieces Interactive и издатель в лице THQ Nordic, которые не славятся своими многобюджетными играми, за то некоторые АА у них получаются хорошие. Поэтому я, как поклонник серии был просто обязан посмотреть на свежую Alone in the Dark, чтобы понять, можно ли отнести ее к хорошим АА-проектам в копилку издателя или с франшизой все давно понятно и лучше ее более не пытаться воскресить. 

По ту сторону классики

История игры развивается достаточно стремительно. Основное место действия – поместье Дерсето. Место, которое окутано тайной и интригой. И именно с территории поместья пропадает дядя одной из героев истории – Эмили Хартвуд. Чтобы узнать правду об исчезновении, Эмили нанимает частного детектива Эдварда Карнби, который вместе с Эмили и отправляется на поиски истины. Истины, которая приведет героев к самым неожиданным открытиям. И, скорее всего, это будет самое странное и необычное дело в жизни не только детектива, но и в жизни Эмили.



Важно понимать, что новая часть Alone in the Dark – это переосмысление классических частей франшизы. А значит, в истории не обойдется без культа, таинственных происшествий, заигрывания с пространством и, конечно же, без ужаса, который притаился во тьме. 

За историю переосмысления ответственен Микаэл Хедберг, автор сценария к таким проектам, как Soma и Amnesia, а главные роли исполнили Джоди Комер («Убивая Еву», «Главный герой») и Дэвид Харбор («Очень странные дела», «Черная вдова»). И было бы круто, если бы не одно но. История достаточно локальная и местечковая. Она не хватает звезд с неба, но она способна зацепить, ведь в ней не обошлось без неожиданных открытий и сюжетных поворотов.



Героев два. Сама Эмили и Эдвард. История за каждого персонажа схожа, но имеет ряд расхождений, поэтому игру необходимо пройти как минимум дважды, чтобы понять все перипетии этого запутанного дела. Ведь в происходящем безумии важно не потерять себя и разобраться, что все таки вымысел, а что есть реальность. 

Другая реальность

Авторы явно вдохновлялись ремейками известной франшизы survival-horror от Capcom. Я бы даже провел параллели непосредственно с Resident Evil 2. Судите сами. Дерсето – как полицейский участок, наполненный различными головоломками и закрытыми помещениями, двери в которые герои будут открывать постепенно, по мере развития истории. Здесь есть бэктрекинг по поместью, здесь есть свой аналог Мистера Х, а головоломки, о наличие которых я упомянул, местами очень сильно напоминают то, что мы видели в РЕ2 с его поиском необходимых деталей мозаики, шифра и других предметов. Но важно отметить, что и своих идей у игры предостаточно. 



Так как Alone in the Dark больше позиционируется как психологический хоррор, разработчики этим пользуются весьма лаконично. Чаще всего они заигрывают с пространством. Например, обнаружив важную для сюжета вещь, я решил вернуться в коридор, из которого попал в одну из комнат поместья. Представьте, какого было мое удивление, когда обычный на первый взгляд коридор резко визуально изменился – порос гнилью, а с потолка начали падать черви, которые еще и урон наносят. Подобных ситуаций в игре предостаточно. Разработчики иногда настолько сильно дают волю фантазии, что понять, где реальность, а где очередные игры разума, не представляется возможным. И эта основная отличительная особенность Alone in the Dark, из-за которой я реально хотел возвращаться в игру. Мне было банально интересно, чем авторы будут удивлять дальше. И знаете, у них это получалось. 



Зачастую перемещение между реальностями происходит при помощи необычной находки в поместье Дерсето, а именно талисмана, который проводит героев по чертогам разума пропавшего дяди Эмили. За счет этого не всегда понимаешь, чего ждать от игры в дальнейшем. И даже несмотря на местами простенькие головоломки (их сложность можно выбрать в начале игры), я получал удовольствие от их решения. Ведь за этим следовало развитие истории, новые зацепки в деле о пропаже, необычные открытия. И да, здесь есть море записок, которые желательно хоть иногда читать, чтобы понять, что вообще происходит и почему в этой истории никому нельзя доверять, даже себе. 



По большому счету, все, что игрокам предстоит делать в Alone in the Dark, сводится к тому, что они привыкли делать в любом другом проекте схожего жанра. Открывать запертые двери, решать головоломки, читать записки, возвращаться то в одно место, то в другое, созерцать историю – это львиная доля всего прохождения. Но, как и заведено в жанре survival-horror, в Alone in the Dark есть место сражениям, местами кривым, с дешевой анимацией и примитивными для жанра противниками, но все же сражениям. 

Не смотри в темноту

Хотелось бы мне увидеть в Alone in the Dark нечто, что было реализовано в Alan Wake, где герои при помощи света борются с различного рода демонами. Но, увы и ах, здесь ничего подобного нет. 



В распоряжении игроков три вида дальнобойного оружия и с десяток оружия ближнего боя. Боевая система ближнего боя хромает, но с основной задачей справляется. Да, в игре можно взять лопату, кувалду, трубу, черт возьми, даже распятие и отправиться выдавать по щам врагам в ближнем бою. Для этого в игре даже уклонения на отдельную кнопку повесили. 

Помимо прочего, в игре есть метательные предметы, которые нельзя брать с собой, а использовать необходимо здесь и сейчас. Иногда реально приходится маневрировать между врагами, чтобы добежать до бутылки с горячительным, дабы метнуть ее в толпу врагов, а затем выстрелом поджечь. 



Стрельба в игре довольно приятная. По крайней мере, отвращения я точно не испытывал, в отличие от стелс-эпизодов, которых парочка на игру. Вот где истинная боль и непонимание, как работает местный ИИ. 

С другой стороны, на пару неудачных стелс-эпизодов пришлось несколько симпатичных постановочных. В одном из них мне приходилось убегать от полчища врагов по разрушающимся тоннелям, что сказалось на общем впечатлении от проекта в лучшую сторону. В этом и есть вся Alone in the Dark. В ней много противоречий, много заимствовании, но в ней видно стремление авторов сделать что-то необычное, что-то интересное, что-то свое, в конце концов. 



Например, в игре множество головоломок на поиск определенного шифра. Казалось бы, банальщина, но авторы стараются как-то разнообразить этот процесс, постоянно подкидывая различные условия для нахождения решения. То из картин необходимо собрать узор с плесенью, а затем запомнить даты на картинах и сопоставить с известными личностями на другой картине. То найти определенное лекарство и выставить банки с ним в определенной последовательности, то собрать какой-то рисунок. И пускай зачастую решение находится в этой же комнате или в соседней, из-за различных условий их интересно решать. С другой стороны, за всю игру не было ни одной головоломки, завязанной на физике или взаимодействие одного предмета в пространстве с другим. И вот это, я считаю, действительно упущение. В паре моментов так вообще само собой напрашивалось. Но увы.

Мир или миры?

Отдельно бы хотел поговорить про художественный стиль, атмосферу и визуал игры. Учитывая заигрывания с пространством и реальностью, перед авторами явно стояла цель удивить и сделать разнообразно. И знаете? Они со своей задачей определенно справились. Во-первых, сам по себе южный антураж 1920-х годов располагает. Лично мне нравится эстетика того времени, все эти костюмы у персонажей истории, интерьеры того времени и шикарная музыка прямо поглощают. Во-вторых, в связи с основной идеей игры авторы сумели показать мне, как игроку, множество различных локаций и необычных мест. Перечислять их не буду, так как это будет спойлером, но все же отмечу, что в определенный момент времени герои даже в аду побывают.



Да чего там! Говоря об атмосфере, я не могу не отметить небольшие улочки, затянутые туманом, которые способны выдавить скупую слезу о потерянном Silent Hills от Кодзимы или напомнить всем о временах PS1, когда в оригинальной Silent Hill туманом закрывали видимость игрока из-за недостатка памяти. И пускай в этой локации игроки пробудут не так долго, но не запомнить ее не получится. А еще я бы хотел поблагодарить авторов за дань оригинальному проекту в виде фиксированной камеры. Жаль, что подобное реализовано лишь в одно эпизоде, но хоть на том спасибо.



Я проходил игру на Steam Deck OLED до релиза и патча первого дня. Примечательно, что зачастую игра выдавала вполне уверенные 60 кадров на средне-высоких настройках без FSR и прочих апскейлеров. Да, местами частота кадров падала в более просторных локациях, но в целом большую часть игры держалась на должном уровне, и мне было весьма приятно проходить проект в портативе. Приятным бонусом будет еще и то, что игра переведена на русский язык в виде текста. 

CHANDZ
Главный редактор ZEFGameRU. Это мой авторский профиль для обзоров и статей. На руках имеется Steam Deck, Nintendo Switch OLED, все поколения PlayStation и Xbox Series S. Код NS: SW-1175-0107-5918, PSN: FrostXameleon, Xbox ID: CHANDZ6720, Steam: CHANDZ