Обзор: Смута - Юра, мы все просрали! 91

Обзор: Смута – Юра, мы все просрали!

Это просто ужас какой-то.
Это просто ужас какой-то.

Несмотря на полуобморочное состояние русского гейм-дева, я с большим трепетом и вниманием отношусь к его истории. Сколько знаковых игр было выпущено, столько и проектов, и студий было забыто. 

Отечественные геймеры уже и забыли о существовании таких замечательных студий, как: 1С, Nival, Ice-Pick Lodge, подаривших нам замечательных «Аллодов», великолепные две части «Демиургов», Heroes of Might and Magic V, «Ночной» и «Дневной дозоры», «Мор.Утопия», «Тургор», «Тук-тук-тук», «ИЛ-2 Штурмовик», подаривших нам эти и другие шедевры, навсегда засевшие в сердцах геймеров.

И вот в 2022 году нам сообщают, что «Институт развития интернета» выделил 260 миллионов рублей разработчикам Cyberia Limited (ныне Cyberia Nova) на разработку игры.



«Смута» – один из долгожданных релизов. Представители Cyberia Nova всеми правдами и неправдами пытались создать информационный шум вокруг своего детища и привлечь геймеров и журналистов к своему проекту, сравнивая ее с «Ведьмаком 3: Дикая Охота», Assassin’s Creed и Ghost of Tsushima. 

«Юра, мы все просрали!»

Сначала давайте о хорошем. У «Смуты» неплохой задел для развития сюжета, основанный на историческом романе Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», который повествует о периоде Смутного времени –  одном из самых больших кризисов в Русском государстве. Главный герой как книги, так и игры — боярин Юрий Дмитриевич Милославский. В своём путешествии ему повстречаются князь Пожарский и купец Минин. Герой так же примет участие в формировании ополчения, посетив и реально существующие города – Нижний Новгород, Ярославль, Москву, где нам позволят прогуляться по их окрестностям. Но подано это чертовски плохо.

Почему так плохо? Смотрите.  

В самом начале игры, Юрий попадает в страшную метель и волею судьбы знакомится с казаком Киршей, проворачиваем операцию «Спасение рядового Кирши» и отбиваем его от стаи волков. Казалось бы, судьбоносная встреча, как-никак, верная дружба, задел на совместное приключение с компаньоном? А вот и нет! После того как прибываем с Киршей на заимку, сразу после тренировочного боя с ним, который сюжетно никак не преподнесен и в котором не происходит никакого знакомства с боевой системой (о ней мы еще поговорим), Кирша пропадает из нашей жизни и повествования. 



После тренировочного боя с Киршей на заимку прибывают поляки, которые настолько карикатурно себя ведут для «плохих парней», что «настолько плохо, что даже хорошо». С ними нам дают выбор: пригласить гостей дорогих за стол или наподдать им пинка. О выборе нас заранее предупреждает игра. Ого! Да тут есть моральный выбор, который, возможно, повлияет на дальнейшую судьбу Юрия? А вот снова нет! Уже дома Юрия пожурят за то, что он напал на верноподданных Владислава. И все.



И такое происходит на первых 15-20 минутах знакомства и игрой. Позор!

Именно в Нижнем Новгороде нас знакомят со всем ядром геймплея. И реализация этого ужасна. Уже после прибытия в Нижний Новгород, в который нас посылают шпионить за Мининым и Пожарским, герой становится мальчиком на побегушках у власть имущих, чтобы приблизиться к лидерам ополчения, а уже после – и у них. Все, что предложено делать – носить письма туда-сюда, вымогать деньги у купцов. При этом Юрий никак не развивается. Он всегда действует по одному и тому же шаблону: находится на стороне заказчика, хватается за саблю, а чуть что: «Ну они первые начали.»… Смена взглядов Юрия происходит по щелчку пальцев. Сегодня он верен названному отцу, а уже во втором акте ему заявляет: «Я своему слову и своей клятве хозяин! Никогда среди Милославских изменников не водилось.», открыто выступая против польского захвата. А почему он начал сомневаться в словах отца своего? Этого нам никто не расскажет.

Но с хорошим заделом для сюжета соседствует плохая экспозиция проекта. У игры нереально большой порог вхождения. Все исторические лица, даты, факты нам предлагают самостоятельно изучать в некоем глоссарии или вообще читать гайды в интернете. А ведь игра только началась.



Диалоги тоже не работают на пользу сюжету. Они плохо озвучены и не содержательны, при этом персонажи постоянно рандомно жестикулируют, что не идет на пользу восприятию.



Сценарная работа полностью провалена.

Стерильный, лишенный всякого смысла геймплей

Большая часть геймплея «Смуты» – сходи, поговори с NPC, он даст тебе задачу всех убить на другом конце карты, после надо вернуться и сдать квест. Все. Это очень утомляет. Иногда «убить всех» сменяется на доставить письмо, кого-то сопроводить или даже, ВНИМАНИЕ!, кого-то подслушать. И тут на сцену выходит его величество СТЕЛС.

С первыми зачатками стелса нас знакомят в начале игры, когда необходимо прокрасться мимо и подслушать, что говорят мужики. Но, прошу заметить, тут нас знакомят со стелсом, как с инструментом исключительно для подслушивания. В дальнейшем нас никто не обучает бросать камни для отвлечения врагов, ни подкрадываться к ним, чтобы убить их. К пониманию этого нам предлагают прийти самостоятельно.

И каждый раз, когда в “Смуте” начинается сегмент стелса, где-то начинает дергаться в конвульсиях Альтаир и плакать навзрыд Сэм Фишер. В игре никогда не понятно, смогут ли тебя увидеть враги или нет.



Боевая система реализована еще хуже стелса. В наличии: сильный удар, быстрый удар, пинок, блок, уворот и огнестрел. И самое страшное, что комплексно это все не работает.

Регистрация попаданий (хитбоксы) не понятно как работает. Ты постоянно промахиваешься по врагу, особенно по разным шерстяным ублюдкам. При том, что герой не особо подвижен – это критично. Поэтому вместо зытыкивания кожаных мешков холодным оружием я их просто перестрелял из огнестрела.





Кстати, авторы так и не поясняют, почему у противника загорается оружие на доли секунд и как на это нужно реагировать.

Сравнивая свое произведение с Assassin’s Creed, Сайберия Нова просто-напросто забыла скопировать оттуда стелс и боевую систему, которые были вписаны в ядро геймплея и смотрелись аутентично и под стать сеттингу игры. Надо было сделать не хуже, но «получилось как всегда».

Графика и никакая актерская работа

Визуал и грамотное использование Unreal Engine 5 единственный весомый плюс игры. «Смута» старается использовать отражения, динамическое освещение и качественные текстуры на полную катушку. Хочется бродить по воссозданным локациям и восхищаться красотой того времени. Хочется смотреть на одежду и рассматривать ее до мельчайших подробностей. Настолько все детализировано выполнено. Тут авторам от меня прилетает жирный плюс.



Проблемы с диалогами у игры проявляется уже на первых минутах. Почему при столь большом бюджете и отлично сделанной работой по графической части Сайберия Нова не выделила ресурсы на озвучку, не ясно. 

Диалоги скучны до безобразия. Складывается ощущение, что писали их в самый последний момент. Речь не выразительна, Прослушивая и вслушиваясь в диалоги, я встретил только один известный мне голос дубляжа. Возможно, разработчики хотели попытаться в аутентичность говора, как пример при озвучке казака Кирши, но получилось откровенно слабо.