Обзор: No More Heroes 3 – До встречи в "Космосе Безумия" 91

Обзор: No More Heroes 3 – До встречи в “Космосе Безумия”

Пути неисповедимы, Суда-сан. Спорим, что на момент первой части Вы и сами не ожидали, что всё закончится именно так. И что долго не хотели возвращаться к серии, которая  стала вашим первым реальным коммерческим успехом. К творению, которое стало не просто культовым у игроков, но ещё и нормально окупилось. Это чувствовалось ещё во второй части, над которой Вы сами почти не работали, за исключением сценария. Так что же побудило Вас вернуться к серии и сделать сначала одну из самых личных работ, которую можно выставлять в музее с подписью «Игра-искусство», а потом пуститься в чертоги форменного безумия? Неужели желание раз и навсегда убить прошлое, тяготившее на протяжении всех этих лет?



Как бы то ни было, но No More Heroes 3 –лебединая песнь для истории Тревиса Тачдауна, виабу-ассасина с очень скверным характером и невероятно странными приключениями. Часть, которую мы, возможно, не заслуживаем. Игра, которую поймём и осознаем полностью только спустя некоторое время, когда профессиональные толкователи игр Суды найдут все скрытые смыслы и отсылки. Но при этом произведение, которое вряд ли оставит равнодушным.


Грёбаные супергерои из глубокого космоса

No More Heroes 3 прёт сразу с места в карьер и поднимает ставки до космических (буквально) масштабов. Начинается всё с того, что парень по имени Деймон находит в лесу упавшую ракету с инопланетянином FU (и сразу же на шаг вперёд от E.T., чтобы сказать Fuck yoU) и решает его спасти. Со временем они становятся друзьями и Деймон помогает FU построить ракету домой, получив в процессе сверх-способность. Трогательная сцена заканчивается обещанием встретиться через 20 лет.



И вот проходит 20 лет. Деймон, ставший за это время главой строительной корпорации, которая буквально перестраивает мир, верно ждёт возвращения FU. И тот прилетает. На этот раз не в виде мохнатого колобка, а в виде метросексуального Ацтекского Бога Фитнеса (тм), прихватив при этом с собой компанию межгалактических преступников с намерением покорить Землю. Пока в своём номере в мотеле No More Heroes дважды первое место Объединённой Ассоциации Убийц – Тревис Тачдаун – тихо мирно смотрит видео про старые восьмибитные игры на местном ютубе.



Если первые трейлеры игры и описание завязки выше вызвали у вас крайнее непонимание происходящего, но вы при этом играли в предыдущие части серии, – стыд вам! Вам прямым текстом намекали на это в DLC к Travis Strikes Again! И не делайте вид, что это ничего не значащий спин-офф, No More Heroes 3 по меньшей мере наполовину состоит из его идей. Всем остальным же, слышавшим о No More Heroes только то, что это игра про битвы между убийцами, сочувствую. Эта вечеринка явно не для вас.

Старые не-герои, новые злодеи

Здесь собрались все, кто так или иначе отметился в прошлых частях и не был убит (ну почти). И Шинобу, которая похоже в попытках понять своего сенсея решила перенять его образ жизни. И Бэдгёрл, которую похоже уже ничего в этом мире не смущает после событий Travis Strikes Again (в принципе, я её понимаю). И Биркин-Бэдмэен, которому Суда приготовил специфичную в своей важности роль. И многострадальный Бишоп, с которым Тревис постоянно зависает за просмотром фильмов Миике Такаси. И даже Деймон до этого был разок избит до событий этой части.



Но главными звёздочками игры остаются, конечно же, дуэт психопатов Тревиса Тачдауна и Сильвии Кристэлл – теперь уже семейной пары из помешанного на видеоиграх и аниме кретина и стервы с сильным французским акцентом. Муж и жена –одна Сатана. Как у них с таким отношением к жизни ещё и дети есть, одному Суде известно. И вот после очередного побега друг от друга к привычной жизни им снова приходится идти по одному пути в Сад Безумия.



А вот со злодеями куда интересней и намного сложней. Вообще, предыдущие три части серии прекрасно ложились на схему конфликтов в литературе. В первой части это был классический “человек против человека”. Тревису противостояли конкретные люди. Конкретные психопаты: от уставших от жизни и из последних сил несущих бремя пролитой крови убийц до совсем оторвавшихся от реальности существ, которых людьми уже трудно назвать. И через них развивался герой Тревиса. Осознание себя самого, своего пути, прошлого и будущего с последующим преодолением слабостей и превращением в современного самурая.

Вторая часть стала модернистской “человек против общества”. Здесь Тревис уже смотрел на тот след, который оставил в этом мире. Самые разные “субкультуры”, персонифицировавшиеся в причудливых боссов, пытались затянуть нашего героя обратно в круговорот смерти. Вернуть его в прошлое, которое нужно убить.Travis Strikes Again выступала уже в пост-модернистском и очень специфическом “человек против автора”. Здесь важны уже не архетипы боссов, а рефлексия создателя над ними. Жизнь творца, переданная через его творения. Путь, который важнее цели.

Да и цель сама становится больше собирательным образом тех, кто был встречен на этом самом пути.



Вся эта долгая прелюдия нужна, чтобы пояснить главную проблему третьей части: отсутствие идеологии в череде битв с боссами. Инопланетные преступники, конечно, колоритные и запоминающиеся несмотря на свой порой чересчур сюрреалистичный внешний вид, но ради чего они тут? Неужели Суда просто сделал их фоном для истории Тревиса, мимоходом пройдясь по штампам видеоигр? Скорее всего, так оно и есть, потому что лучшие моменты здесь связаны не с настоящим, а с прошлым. Прошлым, которое любит внезапно появляться перед ошарашенным игроком, напоминая ему о том, что в серии No More Heroes четвёртой стены отродясь не было.



И я неспроста часто пишу про “убить прошлое”, ведь Kill the Past – название мультиверса Суды, который тянется ещё с Silver Case и Killer 7, и начиная с Travis Strikes Again серия является его частью. Если посмотреть с этой стороны, то такая компоновка No More Heroes 3 даже концептуальна. Всё, что связано с настоящим игры, так или иначе вызывает веселье, а вот моменты встреч с прошлым порой безрадостные. Но всё равно так оставлять целый пласт, характерный серии, только в качестве аттракциона, на мой взгляд, не самое правильное решение. Поэтому Тревис если и развивается, то только благодаря диалогам с Сильвией и Джин (говорящая мужским голосом кошка (не спрашивайте)).


Fuckheads!

Но это всё размышления для фанатов серии, которые любят копаться в подтекстах и записывать монументальные двухчасовые разборы игры Suda 51. Сюжет, конечно, хорошо, но No More Heroes 3 всё же игра, а про творения Суды часто говорят, что про них интересней читать, нежели в них играть. Что же, как это ни странно, но No More Heroes 3 наверное первая игра, которая непосредственно “Created by Suda 51”, геймплей которой я могу назвать интересным. Не “ок, сойдёт”, а именно продуманным и глубоким.




Как уже было сказано, No More Heroes 3 многое берёт от Travis Strikes Again и в первую очередь из геймплея, который перерос однокнопочность вместе с появлением у целевой платформы геймпада с больше чем одной кнопкой под большим пальцем. Быстрый лёгкий удар, медленный тяжёлый удар, прыжок с перекатом да чипы-спецудары – всё было подчистую перенесено из “необязательного спин-офа” с поправкой на геймплей от третьего лица.

Но при этом бои сильно изменились. Если первые две части напоминали какое-нибудь мусоу, только с почему-то жирными на здоровье противниками, а TSA стал top-down beat’em’up с такими же почему-то жирными на здоровье противниками, то третья часть превратилась в аренные дуэлис теперь уже в тему жирными на здоровье противниками, разнообразие которых зашкаливает. И бездумно махать световой катаной уже не выйдет, приходится включать голову, потому что шкала здоровья может опустеть быстрей, чем кажется. Вообще, в плане боёв No More Heroes 3 напоминает Killer is Dead с поправкой на отсутствие огнестрела. И возможностью кинуть врага с прогиба.


И потом превратится в робо-костюм в духе Kamen Rider и прочей подобной японской классики


Вместе с этим изменилась и структура игры. В отличие от предыдущих частей, которые были в основном линейным забегом по врагам до босса, здесь – мобы отдельно, боссы отдельно. Вернулись обязательные задания из первой части, прихватив с собой канонично пустой и бессмысленный открытый мир (ТЕПЕРЬ И С ВОПРОСИКАМИ, КАК В ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ОПЕНВОРЛДАХ!). Приехал в целевой хаб, нашёл зону битвы, пришёл на точку, телепортировался на арену, победил врагов, повторил, начиная со второго пункта ещё дважды, накопил денег на битву со следующим боссом и сразу с минимальными прелюдиями к битве.


Обязательная для серии битва в космосе теперь отдельная активность

И, как обычно, битвы с боссами в No More Heroes великолепны настолько, что можно играть хотя бы ради них. Тут третья часть берёт пример одновременно со второй и TSA. От двойки перешли боссы со своими механиками, а от TSA наличие явно очерченных по шкале здоровья фаз битвы. Правда, это была бы не игра Суды, не обманывай она ожидания раз за разом. Но это нельзя спойлерить, это надо видеть самому. Могу сказать лишь то, что каждая битва уникальна, а от отсылки к серии Syndrome, над которой Суда работал ещё до Grasshopper Manufactures, я кричал очень долго.




Жаль, что очаровательные в своём безумии мирные миссии в очередной раз оказались необязательным средством заработка денег, необходимых в основном только для продвижения по сюжету. Как и открытый мир, они кажутся больше самоотсылкой, чем самостоятельным и необходимым игре элементом.


Суда не раз говорил, что рано или поздно сделает игру про гонки

Любишь сохраняться, люби и туалеты прочищать


И с Джин поиграть тоже

И пафосно собирать её котят

“Кажется, я совсем не понимаю что здесь происходит”

Вообще вся No More Heroes 3 состоит либо из отсылок, либо из концептуального стёба. Сама завязка, как уже было сказано, одна большая пародия на E.T., а буйство красок и форм пришельцев, как представление о внеземной жизни из научной-фантастики, но доведённое до абсурда. Да и Деймон, чья фамилия Ричитьелло, по сути тянущийся ещё с Travis Strikes Again шарж на одного из СЕО Electronic ArtsДжона Ричитьелло, –который известен тем, что по сути похоронил изначальную идею Shadows of the Damned, сделав из игры обычный шутер от третьего лица.



Или, например, каждая новая сюжетная часть игры начинается опенингом, стилизованным под кинематограф восьмидесятых, с обязательным указанием, что это игра Suda 51, как будто лёгкий укол в сторону Кодзимы. И я сомневаюсь, что это совпадение, потому что сцену с бегом по пляжу из Death Stranding тут тоже пародируют в своеобразной манере.




Очень многое хочется сказать про боссов, но спойлерить их табу. Даже если это сделали в трейлерах, эти полные отсылок уникальные механики нужно увидеть самостоятельно. Могу сказать лишь то, что фанаты Pop Team Epic встретят тут авторов экранизации, в том числе и эпичных AC-bu, создавших самого колоритного босса.




И в этом всём, на самом деле, большая проблема игры, но с небольшой оговоркой –это проблемы игроков, не знакомых с предыдущими частями. Фанаты Суды почувствуют себя как дома среди всего творящегося безумия, пусть даже и практически не найдут присущего маэстро символизма и глубоких идей. No More Heroes 3 была создана с одной целью –безостановочно развлекать. И она с этим справляется. Правда, путём безостановочной постановки комедийных скетчей для своих.


Помимо хлёсткого текста вся сцена опять же фансервисная чуть более, чем полностью


Если же посмотреть со стороны нового игрока, по какой-то причине ожидающего чего-то серьёзного, то вся местная история рассыпается как карточный домик на отдельные зарисовки из странного японского безумия. С другой стороны, а что вообще забыли новые игроки аж в третьей (а по факту четвёртой) части серии?


Они всё-таки пошутили про баги, которых, к слову, мне почти не встретилось. Кстати, тоже отсылка (причём двойная) к первой части

No More Heroes 3 очень трудно оценивать непредвзято, особенно когда сам фанбой Suda 51. Это типичная “Suda game”, которая существует ради того, чтобы рвать шаблон игроку. Но в этот раз чуть сильней заходя на территорию искусства. Но не такого, как принято оценивать то, что считают “игры-искусство” по поднимаемым важным темам. Это глубоко контекстуальное произведение “для своих”. Для тех, кто поймёт что, зачем и почему именно так было сделано, выводя геймплей на мета-уровень в виде взаимодействия игрока не просто с игрой, а с её создателем. И поэтому как фанбой я готов оценить No More Heroes 3 в щедрые 9/10.

Но если откинуть все эти домыслы, то останутся только однообразный геймплей (хоть и крайне приятный) и куча слабо связанных между собой гэгов на любителя японского юмора на фоне простоватой истории, которая сыплет малопонятными твистами ради твистов и отсылками ради отсылок. Поэтому как человек со стороны я бы оценил игру в 7/10 чисто за геймплей и стиль. Итого…

No More Heroes 3
Обзор: No More Heroes 3 – До встречи в “Космосе Безумия”
Вердикт:
No More Heroes 3 – это вечеринка для своих. Эстеты игр Suda 51 будут в экстазе, остальные же будут в сторонке кромсать инопланетян и решительно не понимать что происходит вокруг.
Плюсы
Это игра Suda 51
Приятный геймплей в бою
Запоминающиеся битвы с боссами
Фансервисный рай для фанатов серии
История странная даже по меркам Суды
Минусы
Это игра Suda 51
Сомнительная ценность для не-фанатов
"Мирные" задания остались практически за бортом геймплея
Если отвлечься от фансервиса и домыслов, то вся история – просто набор скетчей на примитивной канве
Музыки почти не слышно за звуковыми эффектами
8