Обзор: Stray - Мяу 97

Обзор: Stray — Мяу

Ну и мяу с вами.
Ну и мяу с вами.

Нельзя сказать, что игры, в которых главными героями оказываются животные, непопулярны. На самом деле их достаточно много, хоть и все они в инди-секторе. Лично я могу вспомнить как минимум Lost Ember, Shelter и Tokyo Jungle, а также вышедший в один день со Stray сайдскроллер про лису Endling. Стоит ли говорить, что особой популярности эти игры не снискали?



Зато в Stray сразу видно причину хайпа — милую и мяукающую. И народу (да и мне, если честно, тоже) на первом показе было всё равно, как оно будет на самом деле играться. Уже с этого можно вынести первый урок: презентация — это 3/4 успеха. За красивой картинкой не возникнет мыслей, есть ли у проекта ещё что-то за душой. Ведь есть же?



Раз уж презентация у Stray на первом месте, то и начать стоит с неё. Выглядит игра действительно потрясающе красиво и стильно. Что зелёные кущи из пролога, что заброшенные кварталы мёртвого города, покрытые подрезанным с разработки Pathologic мясом на стенах, что стерильные лаборатории. Всё это создаёт гнетущую атмосферу покинутого мира. Красок добавляет саунд-дизайн, точечно играющий на погружение.



Правда, сам мир Stray чем дальше, тем сильней отдаёт вторичностью. Исчезнувшие люди продвинутой цивилизации, оставившие после себя горы мусора и роботов, которые начали подражать своим создателям. Лениво вслепую бросив дротик в висящий на стене бинго подобных сеттингов, попадаю в Nier: Automata, как самый очевидный и находящийся на слуху пример. Разве что никакой философии здесь не дождёшься, да и история подаётся крайне «в лоб».



Понятно, что придумать историю самому коту было бы слишком проблематично, поэтому мы становимся kotik ex machina в происходящих событиях про попытки выбраться из закрытого города, ставшего вечной тюрьмой его обитателям. Да ещё и с соседями в виде жрущих даже железо дальних родственников хедкрабов. Что, кстати, странно, потому что по логике игры эти существа должны были жрать вообще всё, а не только выборочно мусор и всё что вокруг шевелится, и их бы не остановили металлические двери. Вот что случается когда произведению не удаётся справиться с приостановкой неверия, с каждой строчкой осмысления история закапывает себя всё глубже.



Но, всё-таки, мы говорим ещё и про игру. Может ли Stray предложить что-нибудь в этом плане? Разве что очередное доказательство тому, почему не существует больших крупных игр с животными на главных ролях. Никогда такого не было, но вот опять выясняется, что сделать интересный геймплей про животного — это невероятно трудная (а может, и почти невыполнимая) задача.



Геймплейно Stray — это симулятор ходьбы котьбы. Наш безымянный кот просто бродит по в основном линейным уровням, которые иногда превращаются в маленький хаб. Отклони стик вперёд и иногда нажимай на Х (ну или в моём случае на W и Пробел), чтобы победить. По праздникам будет побег от какой-нибудь угрозы. А в перерывах займись типичным для старых point’n’click-квестов вскрытием сейфов по висящему на соседней стене коде и поиском всякого мусора с последующим совмещением его на персонажах в попытке продвинуть сюжет дальше.




Даже думать не надо, Stray получилась невероятно лёгкая во всех своих активностях. Даже когда пытается стать хоррором. Или когда пытается в загадки. Или когда нужно искать предметы. Да даже все прыжки, как в худших традициях Knack, здесь контекстно зависимые. Воистину, дистиллят игр Sony — эксклюзива в вакууме для людей, которые больше всего в играх не любят игры.



Зато можно мяукать на отдельную кнопку. И драть ковры и диваны. И путаться под ногами роботов. И дрыхнуть. И пить водичку. Жаль что игры в этом найти не получается. А на одном коте далеко не уедешь.