Обзор: About an Elf — Беседы с дурной головой 115

Обзор: About an Elf — Беседы с дурной головой

Красочный мир за четвёртой стеной и линейный сюрреализм.
Красочный мир за четвёртой стеной и линейный сюрреализм.

В среде инди-игр у разработчиков, кажется, выработалось две стратегии как выделиться на фоне других: сделать проверенный геймплей с добавлением нескольких “новых” фишек или устроить перфоманс. И если из-за первых мы имеем завалы в Steam из copy of a copy of a copy of a[…] очередного рогалика, то вторым мы обязаны специфическому явлению, как “причудливая вдохновлённая Undertale RPG”.

Зачастую “причудливая” настолько сильно превалирует над “RPG”, что и игры там найти почти невозможно. Почему я упомянул Undertale, а не Mother? Ну хотя бы потому, что до Undertale, последователя Mother (к слову, доступная в эмуляторах NES и SNES для Nintendo Switch Online как две части EarthBound, обязательно попробуйте эти шедевры), такие игры можно было пересчитать по пальцам одной руки. А потом понеслось…



— Эй, привет!

— Ты ещё что такое?

— Я About an Elf, новенькая “point-and-click-ish adventure-ish rpg-ish visual novel-ish” игра от маленького инди-дуэта.

— Боже, в мои годы подобные порождения неспособных в геймплей были куда нежней с четвёртой стеной и пробивали её грациозней залпа из требушета.

— Эй, это было грубо!

— Прекращай бухтеть, и лучше рассказывай, почему на тебя вообще стоит обратить внимание.

— Разве это не твоя работа как обозревателя?

— Я сегодня оборзеватель, так что не беси.



— Уммммммммммм, лааааадно. В общем, я скорее визуальная новелла, но…

— Не игра, пшла вон.

— П-п-п-подожди, у меня есть, как и заявлено создателями, элементы point-and-click адвенчуры и даже РПГ!

— И в чём они заключаются?

— Можно сражаться с врагами! *горделивая поза больного манией величия*

— И прям есть нормальная боевая система?

— Да, можно бить разными атаками. И даже открывать новые по мере прохождения!



— А в чём заключается эта боевая система?

— Смотри, перед атакой я даю тебе визуальную подсказку, какую магию надо применять. А дальше ты либо угадал и победил, либо не угадал и теряешь очко жизни. Всё, как в серьёзных играх!

— Подожди, судя по описанию это просто те же самые диалоги, только с угадайкой что ответить. А если быть точнее, то выбор предмета во время диалога.

— Нууууууу, технически да, но, вообще, это бой, всё честно.

— Разжалована в книжку с картинками и отправлена в корзину!

— А-а-а-а-а, не надо! Лучше посмотри на мой визуальный стиль.



— Ладно. Вынужден признаться, что визуальный стиль — единственное, из-за чего я обратил внимание на About an Elf. Это странное, одновременно красивое и жутко неуютное графическое исполнение под реалистичные объекты подкупило своей необычностью.

— Всё-таки редко встретишь инди-игру, которая доводит свой внешний вид до фотореалистичного сюрреализма во всех аспектах. И это создаёт совершенно уникальный вайб, в котором странная сказка о, кажется, не совсем адекватной эльфийке, зовущей себя Принцесса Дэм, с навязчивыми мечтами об Эльфтопии и рассказами о магических приключениях своей подруге, которая явно задаётся не столько вопросом достоверности, сколько вопросом вменяемости первой.



— Да, да, самое главное во мне — сюжет!

— Вопреки ожиданиям, местная история работает как надо. Аккуратно подвешенные сценаристом ружья выстреливают ровно в тот момент, когда эффект от смены настроения будет сильней всего. Вдобавок на эффект неестественности происходящего влияют два достаточно редких в видеоиграх гостя: ненадёжный рассказчик и мудрёная лексика. Первый приём я могу вспомнить только в Dragon Age 2 и Call of Juarez, кажется, Gunslinger. Из плохих примеров можно упомянуть Immortal: Phoenix Rising, но это порождение копипаста лучше предать забвению.



— Давай лучше обо мне!

— Повествование в About an Elf работает в двух слоях. Первый — диалог Дэм и её подруги Дидо, оформленный в виде очередной истории о приключениях неугомонной принцессы и её кота Роланда (и даже их романтической линии). Дидо, очевидно, предаёт сомнению сказанное и нередко встревает в историю, особенно при появлении совсем уж вопиющей нелогичности. Второй слой — сами истории Дэм, в которых она, конечно же, главная героиня в стремлении восстановить Страну Эльфов. Приключения на редкость сюрреалистичные, и лучше я просто покажу чуть больше скриншотов.



— Круто же, так ведь?!

— Большую часть очарования местной истории, помимо визуального стиля, создаёт уже упомянутая мудрёная лексика. Принцесса выдумщица ещё та, поэтому для неё составить очередное несуществующее слово из двух-трёх обычных — обычное дело. Тут, конечно, есть небольшая проблема в отсутствии локализации и некоторой сложности местного английского, но далеко не уровень “Disco Elysium в оригинале”. В любом случае все эти сложносочинённые слова из кучи корней только усиливают этот странный эффект ненадёжности происходящего.



— А как звучит-то!

— Музыка здесь просто фантастическая. Не знаю, кто собрал весь этот оркестр, но такому инструменталу позавидуют и Ubisoft, и Nintendo. Хотя влияние вторых прям очень сильно заметно — то тут, то там слышатся, как будто случайные, отсылки к Mother 2/EarthBound. Стоит ли говорить о том, что это только закрепляет эффект “причудливого приключения”.



— ДА, ХВАЛИ МЕНЯ СИЛЬНЕЙ!!!

— Но есть очень серьёзная проблема с About an Elf.

— …

— Ей, как ни странно, оказалась упомянутая в начале боевая система. Обставлена она как игра в Имаджинариум: на руках есть три (а чуть позже пять) стихии и закольцованное видео-подсказка. Задача — понять, что нужно выбрать. Поначалу всё очевидно, как день, но потом течение сюжета несёт игру далеко от границ логики, и ближе к концу мне приходилось откровенно перебирать варианты, жертвуя “очками здоровья”. И я до сих пор не могу понять, почему одна из последних подсказок отсылает именно к тому действию, которое задумали авторы. Прям ужас геймдизайна point-and-click квестов времён древних российских игр про Петьку и Чапаева.



— Н-н-н-н-но ведь это не вредит мне, как произведению?

— Назвалась игрой — получай за то, что в тебе является игрой. Как к визуальной новелле претензий у меня не… СТОЯТЬ!

— Да что ещё не так?

— Отсутствие вариативности!

— Ой!

— Вариантов действий буквально два типа — которое двигает сюжет и которое отправляет на контрольную точку. И это самый главный удар по About an Elf как игре. Когда геймплей заключается только в нажатии кнопки А и редком выборе одного предмета, отсутствие вариативности оправдать трудно. Тем более, что плата за поражение, можно сказать, ничтожная. В теории можно лишиться всех жизней и что-то, наверное, в этот момент случится. Но я, честно говоря, даже представить не могу ситуации, когда такое произойдёт. Так что, как игра, About an Elf ничтожна.



— Ну, может быть, это не так плохо быть просто хорошей линейной книжкой с картинками и музыкой на фоне? С интересной и душевной историей?

— С одной стороны, история доставила мне удовольствие, равно как и музыка с визуалом. С другой, эта книжка с картинками и музыкой продаётся эксклюзивом для игровой консоли за конский ценник в 1259 рублей…

— … *покрывается холодным потом*

ВЕРНИ ДЕНЬГИ, СКОТИНА!