Вальгалла ждёт: скандинавская мифология и игры 103

Вальгалла ждёт: скандинавская мифология и игры

Выясним, кто выживет после Рагнарёка и почему Кратос хочет вернуть Тюра.



Игровая индустрия всё чаще обращается к истории и мифам древнего мира. Обласканная критиками и игроками — Hades, серия God of War, Assassin’s Creed Valhalla, Black Book, Hellblade. Все они так или иначе вдохновлены легендами и сказаниями народов мира.

Человеческая история не знает, пожалуй, более трагичного и безрадостного мира, чем мир Скандинавской мифологии. В нём нет места ни радости, ни блаженству. Боги ждут своей гибели, а простые смертные попадают в ад.

В этом материале мы кратко перескажем основные мифы, ответим на вопрос — что такое Скандинавская мифология и покажем какой след она оставила в God of War и Assassin’s Creed: Valhalla.

Что такое скандинавская мифология?

Скандинавская мифология — это языческое видение мира скандинавских и северо-германских народов. 

В мифологических сюжетах заложены основы мироустройства и древнейшие архетипические образы.

В древние времена человеку она объясняла необъяснимое, давала картину окружающего мира и уверенность в реальности происходящего. Современному человеку мифология рассказывает об обществе, культуре и быте древнего человека.

Скандинавская мифология носила устную традицию, но дошла до нашего времени благодаря нескольким литературным источникам.

  1. Первое письменное упоминание о верованиях германцев содержится в “Записках о Галльской войне” Гая Юлия Цезаря. В силу ограниченности науки того времени, Цезарь не до конца верно отличал народы — всех кельтов называл галлами.
  2. Следующий крупный источник дохристианского времени — “О происхождении германцев и местоположении Германии” Публия Тацита. Тацит в римской манере описывает религиозные верования германцев. Например, назы­ва­ет гер­ман­ских богов рим­ски­ми име­на­ми: Вота­на — Мерку­ри­ем, Дона­ра — Гер­ку­ле­сом.
  3. В VI веке готский историк, по имени Иордан, пишет трактат “О происхождении и деяниях гетов”, в котором также упоминает о верованиях готов. 
  4. “Деяния Данов” — одно из крупнейших произведений, рассказывающих о верованиях датчан. Составил его датский хронист Саксон Грамматик в начале XIII века.

Однако основными письменными источниками являются “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда”.


Старшая и Младшая Эдда

Большую часть скандинавской мифологии мы знаем из Эдд. Никакой другой письменный источник не раскрывает мифологию скандинавов так подробно.

Эдды — поздняя реконструкция, написаны они уже после крещения Скандинавии в IX-XI веках. В “Младшей Эдде” упоминается и Ноев ковчег, и Адам с Евой, и Троя. Однако произведения обладают поистине викингским духом.

Старшая Эдда” сохранилась в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. Предыстория этой рукописи неизвестна. Она была найдена в 1643 г. лютеранским епископом Скаулхольта Бриньолвом Свейнссоном.



Авторство этого произведения Бриньольв приписывал Сэмунду Мудрому, исландскому священнику, писателю и учёному, жившему в XII веке, однако достоверных сведений об этом нет — считается, что рукопись имеет нескольких авторов.

“Старшая Эдда” составлена в форме аллитерационного стиха: не менее двух слов в строке начинаются с одного согласного звука. Эдда содержит песни о богах и героях, в которых излагаются скандинавские предания и сказания.

«Младшая Эдда» — учебник поэзии за авторством исландского учёного и политического деятеля Снорри Стурлусона, который составил её в 1222–1225 гг. Эта Эдда наиболее полно описывает скандинавскую мифологию в одной общей картине. Она содержит сказания о создании мира, о богах, о чудищах и о Рагнарёке.



Эдды не единственно верные письменные источники о скандинавской мифологии. В каждой деревушке поклонялись своим богам, а потому одни и те же мифы могли сильно отличаться. Например, Бальдр в Исландии и Бальдр в Дании — разные персонажи. В Исландии он самый любимый из богов, самый светлый из асов, которого Хёд убил омелой. В Дании — это обычный полубог-воин, павший от меча Хёда.

Современная картина скандинавской мифологии — это усреднённый вариант, который может предполагать различную смысловую интерпретацию. 

Предупреждение! В Скандинавском пантеоне множество богов. О некоторых в Эддах ограничиваются одним предложением, про других существует множество мифов. 

Далее я кратко расскажу о возникновении мира, его строении и об основных богах с некоторыми избранными мифами — и с мыслями о них. Некоторые факты и события я буду опускать.

Поэтому, если вы хотите лучше узнать скандинавскую мифологию, настоятельно рекомендую прочитать сами Эдды. Можно ограничиться частями, связанными только с мифологией. Они небольшие и легко читаются.

Первые боги

Вначале была пустота. Вначале была Мировая Бездна — Гиннунгагап. И через время север Бездны заполонил мир льдов и туманов — Нифльхейм, а на юге огненный мир — Муспельхейм.


В начале времен,
когда жил Имир,
не было в мире
ни песка, ни моря,
земли еще не было
и небосвода,
бездна зияла,
трава не росла.

Прорицание вёльвы 3, Старшая Эдда


Поскольку в ледяном царстве был источник, чья вода постоянно замерзала, но не переставала течь, то через некоторое время лёд и иней приблизились к Муспельхейму и там начали таять. Капли ожили и приняли образ великана Имира (изначально Имир скандинавами именовался “человек”, а не великан), а вместе с ним появилась и Мировая Корова — Аудумла.



Однажды заснув, Имир вспотел, а под его рукой выросли мужчина и женщина. В ту же ночь одна нога зачала с другой сына. Отсюда и пошли первые потомки Имира — инеистые великаны — ётуны.

Корова лизала покрытые солёным нифльхеймским инеем каменные глыбы и кормила молоком Имира. Из одного такого камня Аудумла вылизала Бури, первого бога, прародителя асов, дедушку Одина.

Сын Бури, по имени Бёр, взял себе в жены великаншу Бестлу, и у них родились три сына: Один, Вили и Ве.

Неизвестно из-за чего, но сыновья Бёра убили Имира. В его крови утонули все инеистые великаны. Однако ётун Бергельмир и его семья чудом спаслась. От них выйдут новые племена великанов.

Строение мира

Асы из тела мертвого Имира создали срединный мир — Мидгард. Его кровь стала морем, плоть — землей, а кости — горами.


Имира плоть
стала землей,
стали кости горами,
небом стал череп
холодного турса,
а кровь его морем

Речи Вафтрундира 21, Старшая Эдда


По сторонам света раскиданы четыре мира, которые связаны Мидгардом: на севере — Нифльхейм, мир льда, на юге — Муспельхейм, мир огня, на востоке — Ётунхейм, новый дом великанов-ётунов, а на западе — Ванахейм, мир богов-ванов.

Под Мидгардом находится Свартальфахейм — мир чёрных альвов — двергов. Их асы сотворили из червей, появившихся в трупе Имира. 

В Старшей Эдде содержатся имена двергов, среди которых есть такие, которые намекают на связь с альвами: Альв, Гандальв, Виндваль. В Младшей Эдде уже недвусмысленно говорится о родстве альвов и двергов.

Еще ниже — Хельхейм. Место, куда отправляются мёртвые, которые скончались от болезней либо старости. Он окружён рекой Гьёлль, которую нельзя ни переплыть, ни перейти вброд, ни перелететь, а единственный мост через неё охраняют чудовищный пёс Гарм и великанша Модгуд. 

Над Мидгардом расположился Альфхейм — дом светлых альвов — эльфов. 

На самом верху всех миров расположен дом асов — Асгард. Именно здесь и находится Вальгалла — зал павших, куда попадают воины, избранные валькириями.

Вальгалла — важный образ, который раскрывает мироощущение скандинавов. По легенде, в Вальгаллу попадают именно воины, т.е. тот, кто отдал свою жизнь воинскому делу, и не всякий воин, а избранный Одином — главным воинским богом шаманов-берсеркеров.

В обществе, выживание которого основано не на войне, например, в христианстве, рай — это место куда попадают хорошие, не согрешившие люди.



Мировое Древо — ясень Иггдрасиль — опоясывает все девять миров. В мифах по-разному описывается расположение миров относительно Иггдрасиля: в одних — миры находятся на его ветках, в других — дерево выполняет роль транспорта.


Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простёрты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму, и под этим корнем — поток Кипящий Котел, и снизу подгрызает этот корень дракон Нидхёгг. А под тем корнем, что протянулся к инеистым великанам, — источник Мимира, в котором сокрыты знание и мудрость.

О ясене, источнике Урд и норнах, Младшая Эдда


С образом дерева связаны различные ритуалы скандинавов. По некоторым данным они могли приносить в жертву младенцев — выбрасывали их на копья, которые ассоциировались с Мировым древом и таким образом души жертв перемещались по другим мирам. Другой важный ритуал жертвоприношения — это повешение на дереве, который также “перемещал” жертву в другие миры. 

Эти ритуалы связаны и с Мировым Древом, и с Одином (его также зовут Богом Повешенных) — его оружие деревянное копьё Гунгнир.



Основные Боги

В скандинавской мифологии есть два пантеона богов: асы и ваны.

Ваны считаются богами плодородия, среди них: Ньерд, Фрейр, Квасир и Фрейя. Им поклоняются обычные жители деревень.

Асы — боги-воины, им поклоняются скандинавские воины.

По преданиям ваны уступают место асам. Они тесно друг с другом связаны и воюют, но их конфликт заканчивается миром.

Один — Верховный бог асов. Бог берсеркеров, странник, ас войны и победы, посредник между миром людей и богов. Своими функциями он напоминает греческого Гермеса. Всеотец всё видит и над всем надзирает. Он может принимать форму зверей и беспрепятственно путешествовать по всем мирам, благодаря Иггдрасилю.

Один — бог берсеркеров — прослойки воинов-маргиналов, которые в мирное время были опасны даже для самих викингов.

Это люди, которые ушли из общины ради бесконечных битв. Они жаждали убивать и грабить. 

Когда-то Всеотец потерял один глаз — отдал его великану Мимиру, чтобы испить из источника мудрости под Иггдрасилем. А чтобы постичь таинство рун, ас принёс себя в жертву, девять дней и ночей провисел на стволе Мирового Древа, к которому прибил себя своим же копьем.

У Одина нет какой-то конкретной функции, но он вообрал в себя весь викингский дух — научился рунам, познал мудрость, научился поэзии, воевал, его оружие — деревянное копьё, он умер, вновь ожил и снова умер. Именно к такой жизни стремились викинги, и именно так они и жили. 



Одина называют Всеотцом, ибо он отец всем богам. И еще зовут его Отцом Павших, ибо все, кто пал в бою, — его приемные сыновья. Им отвел он Вальгаллу и Вингольв, и зовут их эйнхериями. Одина зовут также Богом Повешенных, Богом Богов, Богом Ноши (Поэзии), и еще многими именами называл он себя, когда пришел к конунгу Гейррёду.

Об Одине и его именах, Младшая Эдда


К асам относятся и многочисленные его дети — Тор, Браги, Бальдр, Видар, Вали и другие, а также Локи, Форсети, Улль и Фригга с другими богинями.

Тор — сын Одина и великанши Ёрд. Громовержец, владелец молота Мьёльнир. Тор хоть и считается сыном Одина, но это выражает только социальное старшинство Одина.

Образ Тора близок к древнегреческому Зевсу и славянскому Перуну — вероятно в ещё более древние времена в Скандинавском пантеоне он мог занимать место Верховного бога, до Одина. 

Как и любое другое языческое видение мира, скандинавское язычество построено на двух основных уровнях понимания. 

Первый уровень — осознование жителями определённой местности неизвестного им мира, обожествление и оживление предмета или природного, социального явления для простоты понимания.

Второй уровень — отражение язычеством внутренней структуры общества, в котором формируется это видение.

Исходя из этого, в какой-то определенный отрезок времени в скандинавском мире произошло несколько последовательных изменений: боги плодородия (ваны) уступают место богам воинам (асам) во главе с Тором (бог молний и дождя) или Тюром (бог неба и справедливости), а потом — это место занимает Один (бог берсеркеров).

Это свидетельство того, какой силы сдвиг происходит в жизни простых людей. Вместо общественно полезных богов плодородия главными богами в скандинавском мире становятся боги воинов.



Тор был женат на богине плодородия Сиф и имел троих детей — дочь Труд от Сиф, сына Магни от великанши и сына Моди.

Однажды Локи отрезал у Сиф волосы. В результате, асы на него сильно разозлились. В искупление своей вины, Локи подарил Сиф золотые волосы, а асам: молот Мьёльнир, копьё Гунгнир, корабль Скидбладнир, кольцо Драупнир и вепря Гуллинбурсти.

С помощью колесницы Тор путешествует между мирами. Она запряжена двумя бессмертными летающими козлами — Тангниостр (Скрежещущий Зубами) и Тангриснир (Скрипящий Зубами). Тор мог их съесть, оставив только кости, а потом благословить останки Мьёльниром, после чего козлы вновь оживали.

Тюр — ас, однорукий бог справедливости и войны. Этимологически его имя означает “бог”. Первоначально он — бог неба, самый высший из всех асов. Единственный, кто осмелился кормить Фенрира. 



“Есть ещё ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умён, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее»

О Тюре, Младшая Эдда


Главный и единственный сохранившийся миф о Тюре свидетельствует о том, как однажды Фенрир оторвал ему правую руку.

Асы посчитали исполинского волка Фенрира слишком опасным и попытались его связать. Поначалу боги создали цепь «Лединг». и предложили волку её разорвать. Фенрир с лёгкостью сделал это. Следующая цепь, «Дроми», была вдвое крепче Лединга, однако волк также её разорвал. И тогда Всеотец послал гонца Скирнира к гномам. Гномы из Свартальфхейма соединили воедино шум кошачьих шагов, женскую бороду, корни гор, медвежьи жилы, рыбье дыханье и птичью слюну и создали путы, назвав их «Глейпнир».

Фенрир, почуяв неладное, согласился накинуть эти путы на себя с одним условием — если он не сможет их разорвать, то боги обязательно должны его отпустить. В залог Фенрир попросил руку бога. Решился только Тюр. На радость асам волк не смог разорвать Глейпнир. Фенрир рвался и метался, а цепь всё сильнее врезалась ему в тело. С чудовищной силой волк откусил Тюру руку. В пасть связанного волка засунули меч остриём вверх. Связанный и с мечом во рту он должен был ждать начала Рагнарёка.

Тюр — главный претендент на роль предыдущего верховного божества, причем потеря руки могла быть мотивом для его оттеснения.

Бальдр — сын Одина. Самый светлый, добрый и лучший среди асов. Бог весны и света, коварно убитый Локи. 



"О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и его все прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Есть растение, столь белоснежное, что равняют его с ресницами Бальдра, из всех растений оно самое белое. Теперь ты можешь вообразить, насколько светлы и прекрасны волосы его и тело. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный.”

О Бальдре, Младшая Эдда


Когда бога стали одолевать кошмары о смерти, его любящая мать, Фригг, взяла клятву со всего сущего, что никто не причинит ему вреда. Однако у маленькой ветки омелы клятву не взяла. После этого боги стали веселиться и кидать в Бальдра чем попало. Этим воспользовался Локи. Он подговорил одного из братьев Бальдра — слепого Хёда — метнуть в него ветку омелы. Неожиданно ветка пронзила Бальдра, и он упал замертво. Любимец богов погиб. 


Видала, как Бальдр,
бог окровавленный,
Одина сын,
смерть свою принял
стройный над полем
стоял, возвышаясь,
тонкий, прекрасный
омелы побег.

Прорицание вёльвы 31, Старшая Эдда


Асы тяжело переносили его смерть. Один попытался вызволить аса из царства мёртвых. Хель согласилась отпустить его, но взамен потребовала, чтобы всё сущее в мире присоединилось к скорби богов. И весь мир скорбел по нему, но одна великанша, форму которой принял Локи, наотрез отказалась. Бальдр не вернулся.

Миф о Бальдре в культурологии называют «мифом об умирающем боге» — светлый бог или полубог в результате трагических событий погибает, а затем так или иначе возвращается к жизни, что приводит к переменам в мире смертных. В случае с Бальдром гибнет всё сущее, а его возвращение из мёртвых после Рагнарёка означает и возрождение всего мира.

Локи — побратим Одина. Трикстер, бог хитрости и обмана. Он может принимать форму зверей. Называют его зачинщиком распрь и сеятелем лжи. Жену его зовут Сигюн, а детей Нари и Нарви.

Его причисляют к асам, что необычно, ведь его родители великаны — Фарбаути и Лаувейи.



Локи — самый необычный бог Скандинавского пантеона. С ним связано большое количество мифов. До того, как великаны начали войну с асами, Локи прожил три года в Ётунхейме у великанши Ангрбоды (Сулящая горе). Она родила ему трёх детей: богиню Хель — королеву Хельхейма, Мирового Змея — Ёрмунганда и волка — Фенрира.

Это хтонические чудища, т.е. первородные, дикие, природные, разрушительные существа. В Скандинавской мифологии характерно их обуздание — Хель сбрасывают в ад, Ёрмунганда — в море, а Фенрира связывают путами. В конце времён асы будут биться именно против освободившихся чудищ и великанов.

Однажды Локи в виде кобылы очаровал великана-коня по имени Свадильфари у ётуна-каменщика, который прибыл в Асгард для постройки стены. Локи забеременел, после чего родил восьминогого жеребёнка Слейпнира, который впоследствии стал скакуном Одина.

В мифах Локи выступает двойником Одина, но более хаотичным и неуправляемым. Оба хитрецы, колдуны и трикстеры. Один является отцом асов, Локи отцом чудовищ; Один — хозяин Асгарда и Вальгаллы, Локи — отец Хель, богини преисподней. 

За убийство Бальдра Локи приковали цепями к скале, а над головой поместили змею, чей яд капал богу на лицо, причиняя жуткую боль. Жена Локи, Сигюн, держала чашу для капающего яда, но иногда отходила, чтобы вылить яд, поэтому трикстер всё же страдал от чудовищной боли. Так он пролежит до начала Рагнарёка.



Скандинавская мифология богата на женских персонажей. У всех асов обязательно есть жена, которая обладает своим характером. Жена Бальдра — ушла в Хель вместе с ним.

Одни из них — Валькирии (Выбирающие павших) — помощницы Одина.

Воительницы ткут ткань битв и ведут учёт побед. Самой главной среди них является богиня ван — Фрейя, жена бога Ода. 

Фригг и Фрейя практически идентичны по своим функциям, но разделены тем, что первая отнесена к асам, а вторая — к ванам. Вероятно, в скандинавской мифологии из-за смены ванов и асов произошло и размежевание, и смешение богов: Фрея и Од схожи с Фригг и Одином.

Валькирии проносились над полем битвы и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев девы уносили в Вальгаллу. Там они целый день пили, ели, веселились, а в конце дня убивали друг друга, чтобы на следующей день вновь ожить и продолжить. Так они совершенствовали воинское искусство и готовились к Рагнарёку.



Рагнарёк

Ничто не вечно. Всё ждёт смерти. Настанет день и воины Вальгаллы сойдутся в страшной битве, в которой никто не выживет. Остановить Рагнарёк невозможно.


Братья начнут
биться друг с другом,
родичи близкие
в распрях погибнут;
тягостно в мире,
великий блуд,
век мечей и секир,
треснут щиты,
век бурь и волков
до гибели мира;
щадить человек
человека не станет.

Прорицание вёльвы 45, Старшая Эдда


Смерть Бальдра запустит процесс. Придёт зима Великанов, Фимбулвинтер, с жестокими морозами и свирепыми ветрами. И длиться будет она три года, до самого конца Рагнарёка, и мало кто её переживёт.

Чудовищный волк Фенрир в день Рагнарёка разорвёт свои цепи. Фенриров сын Сколль поглотит Солнце, и брат его Хати похитит месяц. И упадут звёзды.

Мировой змей перевернётся и затопит весь мир. Расколется небо и появится огненное войско Муспельхейма. И пройдет оно по мосту Биврёст, которое под их весом расколется. А по затопленному миру проплывёт корабль мертвецов — Нагльфар. И поведёт страшное войско великан Сурт и Локи.



Воины достигнут поля, что зовётся Вигрид. Туда же прибудут и Фенрир Волк с Мировым Змеем.

И выступят против них асы во главе с Одином. И протрубит страж богов Хеймдалль в Гьяллархолх. И придут все эйнхерии биться на смерть. 

Всеотец выйдет на бой с Фенриром. Тор же будет неистово биться с Ёрмунгандом. Фрейр сразится в жестокой схватке с Суртом, пока не упадёт замертво. Тут вырвется на свободу пёс Гарм. Он вступит в бой с Тюром, и оба умрут. Тор убьет Змея, но упадёт отравленный ядом. Фенрир проглотит Одина. Но Видар рукой разорвёт ему пасть. Локи сразится с Хеймдаллем, и оба падут от мечей. А после великан Сурт сожжёт весь мир. Так свершится Гибель Богов.



За смертью миров последует следующий цикл.

Выжившие асы: Магни и Моди — сыновья Тора, Вали и Видар — сыновья Одина, а также, вернувшийся из царства мёртвых, Бальдр и его слепой убийца Хёд вновь поселятся на месте, что раньше звался Асгардом. Они создадут новый мир, ещё прекраснее прежнего. Из людей же останутся только двое: женщина по имени Лив (Жизнь) и мужчина по имени Ливтрасир (Пышущий жизнью). Они укроются в роще Ходдмимир и переживут смерть богов. 

Все они возродят мир, который тоже будет ждать своего Рагнарёка.

God of War

В новой части God of War от лица Кратоса мы переживаем трагедию отцов и детей в декорациях Скандинавских легенд, которые играют непосредственную роль в сюжете. 



Вспомним события перезапуска и разберём недавний трейлер продолжения.

Будьте осторожны. Далее в тексте спойлеры к God of War (2018).

  • Постаревший Кратос и его сын Атрей должны развеять прах матери с самой высокой горы Девяти Миров. Такова последняя воля жены Фей. Для этого они отправляются в путешествие на Ётунхейм. В пути герои встречают множество персонажей Скандинавской мифологии, каждый из которых переживает свою драму.
  • На пороге дома возникает неизвестный гость — ас Бальдр. Один отправил его найти Фей, которая играет важную роль в Рагнарёке и в отношениях между асами и великанами. Герои с трудом побеждают бессмертного аса и отправляются в путешествие.
  • Они встречают богиню Фрейю, жену Одина, которая помогает им на всём протяжении пути. Фрейя в мифологии не была ни женою Одина, ни матерью Бальдра. Разработчики объединили мифологические образы Фрейи и Фригг в одном персонаже. 
  • В Озере Девяти лежит Мировой Змей Ёрмунганд — сын Локи. Мимир предполагает, что он прибыл из будущего: умирающий Иггдрасиль отправил его в прошлое.
  • Кратос и Атрей сталкиваются с Магни и Моди. Они вступают с ними в бой, в результате которого убивают детей Тора. По преданиям именно выжившие Магни и Моди, а также мёртвый Бальдр и его мёртвый убийца Хёд должны восстановить мир после Гибели Богов.
  • Один хочет предотвратить Рагнарёк, ключевую роль в котором играют ётуны. К тому же они умели предсказывать будущее, однако знанием не делились. В ходе очередного конфликта Ётуны ушли из Мидгарда и закрылись в Ётунхейме, где они могли жить в мире и одиночестве, не опасаясь Одина.
  • Несмотря на то, что их называли “великанами”, не все ётуны были большими по размеру. И не все были гуманоидами — некоторые были изображены с головами зверей, а некоторые были полностью животными: Мировой Змей, Волк Фенрир и его сыновья Сколь и Хати — все они дети великанов Локи и Ангрбоды.
  • В конце пути, Кратос и его сын вновь встречают Бальдра и снимают с него заклятие бессмертия, наложенное его матерью Фрейей. В момент, когда Бальдр душит свою мать из-за наложенного проклятия, Кратос убивает его. Фрейя сходит с ума и обещает отомстить за смерть сына.
  • На самой высокой точке девяти миров, в Ётунхейме Кратос с Атреем узнают о древнем пророчестве. Великаны вымерли, но оставили послание — они предсказали путешествие героев и события, развернувшиеся на их пути. Атрей — Локи. 
  • Игра заканчивается секретной кат-сценой. Наступила трехлетняя зима Фимбулвинтер. И у порога хижины Кратоса возник Тор.

В дополнительной цепочке квестов, связанной с Валькириями, герои узнают, что ранее Фрейя была их предводительницей. Вероятно, богиня незадолго до своего брака с Одином передала титул Сигрун. Какое-то время спустя она была изгнана в Мидгард, и Всеотец отрезал ей крылья.



В кат-сцене нам показывают фреску с Кратосом, умирающим на руках Атрея. Там же присутствует руническая надпись, переводящаяся как «смерть», «отец», «несчастье». Слово  «предательство» (или «обман») находится чуть ниже. 



Отцеубийство красной нитью проходится по сюжету серии — Кратос убил всю свою семью, в том числе и Зевса, Бальдр намеревался убить свою мать, а теперь Атрей, по преданию, должен стать убийцей или свидетелем смерти своего отца.



Кратос подписан рунами как великан Фарбаути. В мифах именно он и великанша Лаувейя являются родителями Локи. Это значит, что Кратос не чужой в северном пантеоне. Его история вписана в Скандинавскую мифологию. 

Разбор трейлера God of War: Ragnarok

Отдельно разберём трейлер продолжения и попробуем предугадать, что ждёт Кратоса и Атрея в God of War: Ragnarok.

Рагнарёк неизбежен. Смерть Бальдра стала первым событием, которое предзнаменует Гибель Богов. Наступила Трёхлетняя Зима — Фимбулвинтер. 

Прошло уже несколько лет со времён путешествия в Ётунхейм (так как в мифах зима длится 3 года, то вероятно прошло 2-2.5 года). В открывающей сцене немного постаревший Кратос изготавливает стрелы для Атрея. А тот, в свою очередь, приносит тушу мёртвого оленя в пещеру. 



Здесь разработчики оставили интересную деталь — Атрей изображён с рогами, что намекает на его тесную связь с миром животных. В трейлере также есть момент, который подтверждает эту теорию. В одной из последующих сцен Кратос бьётся с врагами, а Атрей призывает призрачного Оленя, на которого он забирается и продолжает вести бой. 



Конкретно о связи Локи с образом оленя нельзя ничего сказать. В мифах об этом ничего нет. Однако в легендах есть волшебный олень Эйктюрнир (с дубовыми кончиками рогов). Он стоит на крыше Вальгаллы и ест листья Мирового Древа. Вода, капающая с его рогов, даёт исток всем рекам.

Во второй сцене, Атрей держит в руках руническую сферу с написанными на ней рунами «Hati» — hagalas, ansuz, tiwaz, isa

“Хати” в Скандинавской мифологии — имя волка, внука Локи, сына Фенрира, брата Сколя. Хати каждую ночь гонится за луной, чтобы её съесть. Сколь же гонится за солнцем. Когда они проглотят солнце и луну, начнётся Рагнарёк. 



В следующей сцене нам показывают двух волков, запряженных в повозку. Первая теория гласила, что это Хати и Сколь, однако Santa Monica подтвердила, что это волчицы Спекки и Сванна.

В мифах персонажей с такими именами нет — либо разработчики специально путают игроков, либо они как-то иначе связаны с мифами. Уже не в первый раз разработчики играются с именами ключевых персонажей.

В следующей сцене мы становимся свидетелями нападения Фрейи на повозку Кратоса и Атрея. Богиня вновь заполучила способность летать.



Параллельно трейлер знакомит с миром гномов — Свартафальхеймом, откуда родом Синдри и Брок. Представили нового персонажа, гнома Дурлина. В мифах персонаж с таким именем не упоминается. Однако в Эддах есть карлик с созвучным именем — Дурин.


Мотсогнир старшим
из племени карликов
назван тогда был,
а Дурин – вторым;
карлики много
из глины слепили
подобий людских,
как Дурин велел.

Прорицание Вёльвы 10, Старшая Эдда



В следующих сценах Мимир предостерегает героев об Одине, а Кратос вспоминает о Тюре — старом боге войны, который аналогичен самому Кратосу из древнегреческой мифологии.  Он утверждает, что Тюр погиб, на что Мимир возражает: «Один, хоть и пытался, но не смог его разыскать». 

Вероятно разработчики решили оттолкнуться от предположения, что именно Тюр был предыдущим верховным богом. По описанию из игры, ас считается путешественником и мудрейшим из богов, что не до конца вяжется с тем, что он всего лишь бог войны.



Разработчики показали и некоторые виды врагов. Одним из противников в трейлере изображена химера — получеловек-полуолень. По одной из теорий, это может быть Артемида — в артбуке к невышедшей God of War Ascension она изображена с телом кошки. Возможно Santa Monica переосмыслила образ богини и отправила ее на поиски Кратоса.



По кадрам из трейлера нельзя достоверно подтвердить женщина это или мужчина. Заметны также негропиодные черты лица




Трейлер заканчивается представлением Ангрбоды. Здесь это маленькая девочка — в мифах она являлась великаншей и возлюбленной Локи, но не женой. По поводу её внешности в Эддах ничего не говорится. Вероятно, Ангрбода выступит новым ключевым персонажем игры.


Santa Monica также представила обновленный логотип God of War: Ragnarok. За исключением измененных рун, он похож на предыдущий. Разработчики  для большего погружения в скандинавскую мифологию и в предыдущей игре, использовали алфавит Старшего Футарка. 

Футарк — общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов. Старший Футарк имеет 24 руны. Древнеанглийские названия всех рун сохранились в древнеанглийской рунической поэме (составленной в VIII или в IX веке), которая переведена на современный английский.


  • Raido — путь, путешествие. Дорога понимается и в духовном, и материальном смысле.
  • Ansuz — ас, бог, божественность. Руна связана с Одином и с путешествиями между мирами, а также с Мировым Древом.
  • Gebo — дар. Руна единства противоположностей, руна партнёрства и свободы. Предполагается, что она имеет отношение к богине Фрейе.
  • Nauthiz — нужда. Руна символизирует нужду, оковы и принуждение, нехватку и тяжёлое время. Связана с богинями норнами, которые ткут ткань судьбы.
  • Othilia — наследство. Означает духовное и материальное наследство, символизирует собой род, семью, дом, собственность, родину, традиции и обычаи предков.
  • Kenaz — факел, сосновая щепка, лучина. Говорит о знаниях и творчестве.

Assassin’s Creed Valhalla

События Assassin’s Creed Valhalla разворачиваются в конце IX века, во времена вторжения викингов в Англию. Главный герой, скандинавский воин Эйвор, ведёт своих людей в неизвестные земли, чтобы отыскать там новый дом.

По ходу игры нас знакомят с реальными историческими личностями, например, с Рагнаром Лодброком или с Альфредом Великим. А постоянным спутником видений Эйвора становится бог Один. 

Разработчики из Ubisoft связали скандинавскую мифологию с сюжетом игры на двух уровнях. В рамках глобального сюжета серии, асы — это представители древней расы ису. А в рамках видений Эйвора — это их мифологизированные образы.

В один момент Эйвор встречает шамана “Вёльву Валку”. Это провидица готовит для главного героя специальное зелье, благодаря которому ему открываются видения других миров — Асгарда и Ётунхейма. В первом из таких видений Эйвор видит чудовищного волка Фенрира.



Эти видения происходят в сознании Эйвора — обычного скандинава для которого боги были людьми: они могли изменять, пить и веселиться. Поэтому многие асы имеют человеческие черты характера: Тор — хвастун, Локи — предатель, Один же может ошибаться. 

Миф о Рагнарёке связан с древней катастрофой, которая постигла расу ису. В какой-то момент правитель Асгарда обращается к Нексусу времени и получает известие о надвигающейся Великой катастрофе.

Когда начался Рагнарёк, Один собрал своих доверенных асов в секретной комнате, где находился суперкомпьютер Иггдрасиль, который, при помощи специальной сыворотки (мёд), мог хранить сущность ису и реинкарнировать её в генофонд человека через заданные временные отрезки. Один загрузил их ДНК в сосуд с эмбрионом человека. После чего восемь асов погибли во время катастрофы, а их сущности должны были появится уже в IX веке.


По-своему обыгрывается миф о Фенрире. От норн Один узнал, что будет убит волком во время Рагнарёка. А потому Всеотец приказал уничтожить всех волков в Асгарде. Однако маленький Фенрир остался жив — его спрятали у источника Урд.


Будет он грызть
трупы людей,
кровью зальет
жилище богов;
солнце померкнет
в летнюю пору,
бури взъярятся —
довольно ли вам этого?

Прорицание вёльвы 41, Старшая Эдда


Однажды Один и Тюр решили набрать воды из источника. Фенрир прятался у корней Мирового Древа и наблюдал за асами. Всеотец заметил его и намеревался убить. Однако Тюр встал на защиту волчонка и убедил Одина, что присмотрит за ним.



Фенрир жил в клетке, из которой ему удалось сбежать. Асгард охватил хаос. Всеотец попытался его успокоить, но волк кинулся на его. За волка вновь вступились, но на этот раз Локи, который признался, что Фенрир его сын.

Волка отправили на остров Люндви, где за ним присматривал Тюр. Один обратился к гному Ивальди с просьбой создать для волка специальную привязь, которая его обезвредит. Через некоторое время привязь была изготовлена. Всеотец отправился на остров Люндви. 

Тюр убедил Фенрира дать связать себя привязью. В знак доверия он положил руку ему в пасть, чтобы в случае нанесения вреда, волк откусил её. Один набросил на волка волшебную привязь, и того пронзила мучительная боль. Фенрир оторвал руку Тюра и набросился на Одина. В поединке с гигантским волком Одину вновь удалось победить, и он навечно связал Фенрира.



Разработчики рассказывают миф и о каменщике-строителе. По ходу сюжета, в Асгард попадает человек, который предлагает богам построить защиту от великанов. Взамен он просит Фрейю. По наущению Локи Один соглашается на сделку. Строитель в срок успевает построить барьер, но асы не желают отдавать богиню. Как выясняется, каменщик — великан. Хави сражается с ним и побеждает. Одну деталь из мифов здесь упустили — Локи не превращается в кобылу и не рождает восьминогого коня Слейпнира. 

Ётунхейм — еще одно место, которое Эйвор может посетить в своих видениях. Среди интересного в этом мире: Эгир — норвежский бог моря, Фимбулвинтер — трёхлетняя зима и колодец, который охраняет Мимир.



Боги появляются не только в видениях Эйвора. Некоторые предметы коллекционирования в игре также ссылаются на асов. А ворон Эйвора намекает на посланника Одина — Хугина.


Скандинавская мифология — одно из самых трагичных языческих верований. Асгард наполнен духом мрака и трагедии — боги знают, что неминуемо настанет их мучительная гибель. Они знают, что Рагнарёк неизбежен. И каждый день асы готовятся к нему. В последней битве они сойдутся со своими врагами и все падут. Но боги будут сражаться до конца. Весь мир превратится в пепел, а мир, который вновь оживёт, будет ждать свой Рагнарёк — и так до конца времён. 

Таково видение мира скандинавами, таков и был их мир. Рагнарёк наступил. Древние мысли, традиции, песнопения и легенды постепенно угасали. Поэтапно насаждалось христианское верование, которое вытесняло язычество.

Отчаянные викинги шли умирать. Они искали битв, чтобы присоединится к призрачному войску Одина. Ведь смерть в бою не поражение, а триумф.

От Скандинавской мифологии остались немногочисленные литературные памятники. Эдды всего лишь малый слепок уже умирающего язычества. 

Асы же стали держать совет и вспоминать все, что было ему рассказано, и дали они те самые имена, что там упоминались, людям и разным местностям, которые там были, с тем чтобы по прошествии долгого времени никто не сомневался, что те, о ком было рассказано, и те, кто носил эти имена, это одни и те же асы. Было тогда дано имя Тору, и это Аса-Тор Старый.

О Ганглери 54, Младшая Эдда


Помимо указанных в статьей ссылок был использован материал, который решено оформить отдельно.

  1. https://kitchenriots.com/god-of-war-mythology/
  2. https://ixbt.games/results/2021/09/11/cto-proisxodit-v-god-of-war-ragnarok-razbiraemsya-v-syuzete-i-detalyax-treilera.html
  3. https://ageofgeeks.com/games/god-of-war-characters-mythology/
  4. https://www.mirf.ru/worlds/legendy/skandinavskaya-mifologiya-bogi-miry-edda/
  5. http://svr-lit.ru/svr-lit/articles/meletinskij-skandinavskaya-mifologiya.htm
  6. https://iskusstvoed.ru/2019/05/18/jedda-snorri-mladshaja-jedda-islandija-1765-1766/ 
  7. https://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky10.htm