Обзор: Steam Deck — А что, так можно было? 97

Обзор: Steam Deck — А что, так можно было?

Welcome to the club...
Welcome to the club...

Когда состоялся анонс Steam Deck, я честно подумал, что это просто очередная попытка Габена шагнуть на территорию железа.

Рекламная кампания Steam Deck, по-честному, подкупала, однако я не верил в то, что портативный PC сможет запустить большинство игр из библиотеки Steam (а она там просто гигантская), и да, я ошибался.

Шли месяцы, я понемногу следил за шагами Valve как в продвижении портативного PC, так и в развитии их собственной операционной системы SteamOS, и знаете, спустя полгода мне прям захотелось лично пощупать устройство. Потому что к этому моменту я пересмотрел тонну зарубежных обзоров и в целом меня все устраивало, кроме двух вещей — системы бронирования у Valve и слишком большой цены на Steam Deck у перекупов.

К счастью, не так давно Valve объявила, что устройство можно приобрести без предварительной брони, что я и сделал.

Итак, я заказал устройство с США-аккаунта в Steam. Версию я взял минимальную, с 64GB на борту, и вышел мне этот, не побоюсь этого слова, монстр, в каких-то 27000 рублей (вместе с доставкой в РФ). 

Скажу честно, Steam Deck классное устройство, которое хоть и имеет ряд недостатков, но при этом творит что-то невероятное с восприятием игр на портативном устройстве, и чем подобное, собственно, не повод рассказать о нем подробнее?

Что в коробке

Valve подошла к вопросу упаковки с толикой лаконичности японцев, и решила не набивать упаковку бессмысленным пустым пространством, предложив покупателям транспортировочную коробку. Да, вот такая невзрачная обычная коробочка, но главное то, что внутри:



 1. Фирменный опломбированный чехол с устройством внутри.

 2. Небольшая коробочка с блоком питания и документацией.

 3. Буклет с инструкцией по первому включению.

Самое примечательное внутри то, что Valve решили весьма нетривиальным способом защитить устройство от несанкционированного использования.

Компания устанавливает пломбы со своим логотипом на язычки чехла с устройством. Снять пломбу не повредив, конечно, можно, но это будет сложно не заметить.

Лично мне, ну кроме самого устройства, уж больно понравился стоковый чехол-переноска устройства.



Он отлично пошит, в меру крепкий, а еще у него есть логотип устройства на фронтальной стороне. Кроме того он имеет ручку для удобства переноса и резинку для установки на ручку чемодана. За резинкой на тыльной стороне есть небольшой отсек, куда при желании помещается блок питания.

Your games are going places

Отбросив все содержимое коробки, переходим к главному. После снятия пломбы и открывания чехла перед нами предстает он, убийца китайских портативных устройств и нетбуков за 1400$, — Steam Deck во всей своей красе.



В глаза сразу же бросается не столько размер устройства, сколько наличие множества клавиш ввода и вывода. И да, он не маленький, однако его эргономика настолько превосходна, что позволяет забыть об этом как только берёшь устройство в руки.

На фронтальной стороне устройства можно обнаружить стандартные и довольно приятные на нажатие A B X Y, не лучший для платформеров D-Pad, полноразмерные и приятные на ощупь стики с емкостными датчиками (позволяет приложить палец на стик и активировать гироскоп в игре), а также два весьма странных на первый взгляд трекпада. Почему странных, потому что в игровом режиме они эмулируют крестовину, а вот в режиме рабочего стола ОС заменяют пользователю мышь. Если честно, спустя чуть больше месяца я настолько привык ими пользоваться, что не представлю любое другое портативное устройство без них.



Более того, фундамент, заложенный еще во времена Steam-контроллера, дал свои плоды в виде раскладок от сообщества. Поэтому пользователь может не только детально настроить каждую клавишу под свои нужды, но и загрузить уже готовую раскладку для игры через быстрое меню ОС.

На фронтальной стороне помимо перечисленного выше добра расположился 7-ми дюймовый сенсорный экран, к которому лично у меня претензий нет, за исключением того, что он глянцевый и отражает все в поле досягаемости.



Над экраном можно заметить пару весьма качественных микрофонов для голосового чата, аналог клавиш Select и Start, а под ними пару отличных динамиков, клавишу Steam для вызова основного меню устройства и клавишу с тремя точками, которая вызывает оверлей с настройками производительности устройства.

На верхней грани устройства расположились привычные кнопки управления громкости, решетка вентиляции, кнопка включения устройства, а также разъем для зарядки (он же DisplayPort для подключения док-станции) и 3,5 мм разъем для наушников. То, что разъем зарядки сделали сверху, является наиболее удачным решением, чем располагать его снизу. Играть на зарядке так намного удобнее и Deck можно упереть в грудь или живот.



Не обошлось устройство и без мягких на ход бамперов L, R и полноценных триггеров L2, R2, которые имеют два режима работы нажатия — до середины и до конца.

На тыльной стороне устройства расположились лепестки R4, R5, L4, L5. Сам я ими пользуюсь почти в каждой игре, они удобные, но если захотите перехватить устройство, то могут быть случайные нажатия. Также здесь можно обнаружить решетку забора воздуха и логотип Valve.



На нижней грани устройства расположился одинокий разъем для MicroSD, вот, пожалуй, и все. 

Технические спецификации

Не будем уделять много времени сухим характеристикам устройства, поэтому предлагаю просто кратко пройтись по основным моментам.

Процессор AMD на базе Zen 2, видео на базе RDNA 2 (до 1,6 терафлопс), что, в принципе, сопоставимо с мощностями консолей предыдущего поколения и что, в свою очередь, очень неплохо для устройства в рюкзаке.

Кроме того, внутри Steam Deck установлено 16 ГБ LPDDR5 оперативной памяти, 64, 256 или 512 ГБ внутреннего хранилища (зависит от комплектации).

Также, по заявлению производителя, устройство оснащено тактильной отдачей. По факту она есть, но вот ощущается крайне слабо.

Как, собственно, и вес устройства. Несмотря на свои размеры, а именно 298х117х49 мм, и вес 670 гр. устройство лежит в руках, по крайней мере в моих достаточно средних, просто идеально. Valve удалось сместить основной вес устройства к центру, что в свою очередь позволяет играть, держа его на весу, хоть сидя, хоть лежа без какого-либо дискомфорта.

SteamOS (игровой и десктопный режим)

Пожалуй, самое неожиданное в консоли, то, за что я больше всего переживал, — это операционная система.



Ну знаете, дизайн магазина Steam особо не впечатляет, хотя я понимаю насколько большой он имеет функционал.

Однако, впервые запустив устройство, я выдохнул. А спустя пару месяцев я могу с легкостью заявить, что SteamOS (основана на Arch Linux) удобная и интуитивно понятная, а еще гибкая в настройке и визуально приятная.

Если говорить об игровом режиме, то тут все просто. На главной нас встречают недавно запущенные или добавленные в библиотеку игры, чуть ниже новости от разработчиков этих самых игр, а еще ниже — активность друзей. Все. На главной больше ничего нет, все остальное разбито по категориям в меню, которое вызывается кнопкой Steam.



В быстром меню находятся настройки системы, магазин, библиотека, хранилище (где можно посмотреть все установленные приложения), меню загрузок, медиа (куда попадают сделанные пользователем скриншоты), а также пункт управление питанием (который позволяет перезапустить Steam, перейти в режим рабочего стола и выключить устройство).



Из удобного стоит отметить пункт загрузок, где можно найти все вышедшие для игр обновления и, что самое классное, сразу же со списком изменений.

Еще из примечательного — это пункт библиотека, где есть уже установленный фильтр по совместимости игр со Steam Deck. Но лучше меня это объяснит информативное изображение от Valve.



Полностью совместимо — игра отлично работает на Steam Deck без дополнительных настроек;
Можно играть — игра может потребовать настроить некоторые параметры вручную;
Не поддерживается — игра не работает на Steam Deck;
Неизвестно — игра ещё не прошла проверку на совместимость.



Кроме того, помимо стандартного фильтра по алфавиту и времени игры, пользователю позволено фильтровать игры по размеру, по оценкам на Metacritic и обзорам в Steam.



В библиотеке можно создавать коллекции, что я собственно и сделал, разбив свою небольшую библиотеку по жанрам.



Что касаемо меню настроек (клавиша с тремя точками), то тут опять же все довольно лаконично. Пользователь может ограничить частоту обновления экрана, частоту кадров и TDP устройства для увеличения автономности устройства.



Чуть ниже расположились настройки GPU, возможность включения FSR и кнопка сброса настроек.



Удобно в данном меню то, что в Valve побеспокоилась о пользователях и добавила возможность сохранять настройки для каждой определенной игры. При следующем запуске проект стартует сразу же с ранее сохраненными настройками, что позволяет сэкономить время.

На этом из интересного в игровом режиме все, все-таки он разработан с единственной целью — запуск игр, и именно данный режим похож на то, что консольные игроки привыкли видеть при включении PlayStation, Xbox, Nintendo Switch, — ничего лишнего.

Одной из основных идей Valve при создании Steam Deck была идея дать игрокам недорогое, но мощное устройство, которое сможет и в игры, и в работу. С последним поможет режим рабочего стола с KDE Plasma.

Суть данного режима — позволить пользователю заниматься привычными делами, сидя за компьютером, вместо которого будет стоять Steam Deck, подключенный к монитору.

Ведь если подключить к нему клавиатуру, мышь и пару колонок, то мы получим вполне себе неплохую тачку с Linux на борту. Пользоваться режимом рабочего стола удобно и без периферийных устройств. Тут на помощь придут трекпады, которые заменят пользователю мышь, а триггеры будут отвечать за правое и левое нажатия клавиш мыши.



В режиме рабочего стола есть весь привычный пользователям PC софт, офис, браузер, тот же Steam и магазин с приложениями Discover. В последнем можно найти все известные миру мессенджеры, офисные программы и даже софт для работы с графикой. 

Я же использовал режим рабочего стола для загрузки новых серий сериала прямиком на внешний SSD, установки русификаторов текста для игр, которые ранее не были переведены официально, а также для подмены файлов в играх, например, в Max Payne 2001 года, купленной в Steam, которая из-за своей старости не дружит с APU от AMD.

В остальном, режим рабочего стола — это привычная для большинства среда, которая, несмотря на все мифы про Linux, пускай и базируется на не самом простом дистрибутиве, не такая уж и сложная.

Лично у меня проблем с работой в ней не было, сам я последние 5 лет работаю вперемешку и на ОС от Майков, и на нескольких разных дистрибутивах Linux.

И да, в режиме рабочего стола тоже можно играть, правда у меня руки попробовать так и не дошли, не было нужды.

Опыт использования

Тут стоит отметить, что я не поклонник пиратить, поэтому мой опыт основан на запуске игр из Steam. Ну, знаете, облачные сохранения, работа игр из коробки, достижения, карточки и прочие радости, придуманные Valve спустя почти пару десятков лет.

В связи с этим, я хоть и встречался с необходимостью крутить настройки и заменять файлы, но в целом большинство запущенных мною проектов (порядка 30, включая не только крупные релизы, но и инди) работало на устройстве от хорошо до отлично.

Из интересного, некоторые игры в моей библиотеке со слов Valve не поддерживаются на Steam Deck, однако они не просто запускались (например, Batman Arkham Orgins), но и чувствовали себя на платформе, как родные.



Но без интересного не обошлось. Например, игра Bionic Commando 2009 года выпуска от Capcom помечена фильтром «играбельно», на деле же я смог запустить игру только после того, как загрузил с просторов сети взломанный лаунчер игры и подменил им оригинальный в папке с игрой.

Оказывается, игра на момент выхода имела какую-то хитрую DRM, которую Proton не воспринимает и вешает игру на начальной заставке. После подмены все спокойно завелось, в дальнейшем во время прохождения проблем с игрой я не испытывал от слова совсем.

Также мною были протестированы такие проекты, как Little Nightmares 2 (за предоставленную копию спасибо PR SoftClub и лично Александру Каримову), The Evil Within, Half-Life 2, The Witcher 3 (с обновлением для некстгена, за предоставленную копию спасибо CDPR).

Все эти игры отлично чувствуют себя на Deck. А если еще и пошаманить с настройками, то в Ведьмаке, например, можно сделать плавные 40FPS с отличной картинкой и хорошей автономностью, или 30FPS, с ними удастся поиграть – 3 часа 20 минут (за информацию и тестирование спасибо Riptile).



Это я к тому, что Steam Deck оставляет простор для маневров. Valve разработала устройство и ОС таким образом, что они отлично дополняют друг друга, позволяя игроку самому решать, что он хочет в данный конкретный момент от игры. Хочется высоких настроек? Пожалуйста, но придется пожертвовать автономностью. Хочется поиграть подольше? Можно, сиди настраивай и в добрый путь.

Если коротко, то мне удалось поиграть в Bioshock Remastered 4,5, в Enslaved Odyssey of the West 4,5 часа. Было еще множество проектов, которые я успел пройти, в их числе Bionic Commando 2009 года, время работы 4,5 часа. Mutant Year Zero на средних настройках в 40 кадров — 3,5 часа, Black Mesa — 5 часов, Batman Arkham Origins — 4 часа на максималках с 60 кадрами, ну и наконец Hi-Fi Rush на средне-высоких – 3 с мелочью часа.



Ну и не стоит забывать, что я всем сердцем люблю качественные инди игры, которые я тоже протестировал в разных условиях и…результаты более, чем достойные.

Например, в Cuphead и Celeste можно поиграть целых 6,5 часов. В Rogue Legacy 2 — 5,5 часов, Dome Keeper — 5 часов, Have a Nice Death — 4,5 часа, Inscryption — 4,5 часа.



Еще за время работы устройства от одного заряда батареи, например, можно полностью пройти Katana Zero или первую часть Hotline Miami, тут все зависит от сноровки.

Конечно, есть и обратна сторона медали, например, поиграть в Cyberpunk 2077 с кастомными настройками в 30 кадров получится не больше 1 ч 50 минут, равно как и погонять в Forza Horizon 5 (40 кадров или 60 кадров) можно будет не больше 2 часов.

В любом случае не лишним будет напомнить, что при довольно точечной настройке устройство способно выдать неплохие результаты, здесь все зависит от потребностей игрока.

Ну и чтобы еще больше не нагружать вас цифрами и фотографиями настроек, я просто упомяну несколько зарубежных ресурсов с настройками для игр на Steam Deck.

1. ShareDeck — можно найти пресеты для разных проектов от пользователей.
2. SteamDeckHQ — небольшая редакция, которая публикует пресеты и советы по настройке проектов на Steam Deck.
3. ProtonDB — можно найти решение всех проблем по совместимости игр с разными версиями Proton.

Не без недостатков

Несмотря на все плюсы есть несколько недостатков. К примеру, довольная сырая SteamOS хоть и редко, но может подтормаживать.

Также лично для меня является странным, что устройство по-прежнему не может загружать игры в режиме сна, а еще то, что после игры и ухода в сон устройство отключает вентилятор, что может сказаться на продолжительности жизни устройства ввиду довольного хорошего нагрева в области логотипа Valve.

Совет для обладателей. Если никуда не торопитесь, то стоит подождать пару минут после игры, чтобы устройство остыло, прежде чем уводить его в сон.

Каких-то проблем и недостатков я не встретил, хотя многие жалуются на не лучшее качество экрана. Как по мне, экран у Steam Deck куда лучше первой ревизии Nintendo Switch. Не OLED, конечно, но в целом, как я и писал чуть выше, дискомфорта я не испытывал.

CHANDZ
Главный редактор ZEFGameRU. Это мой авторский профиль для обзоров и статей. На руках имеется Steam Deck, Nintendo Switch OLED, все поколения PlayStation и Xbox Series S. Код NS: SW-1175-0107-5918, PSN: FrostXameleon, Xbox ID: CHANDZ6720, Steam: CHANDZ