Обзор: NEO: The World Ends with You - Затянувшаяся молодость 97

Обзор: NEO: The World Ends with You – Затянувшаяся молодость

Иногда чудеса случаются. Иногда и палка стреляет, и в стане японских РПГ появляется что-то нестандартное, отличающееся от шаблонных сеттингов и историй. Как, например, вышедшая аж 14 лет назад из-под крыла Square Enix неожиданно не фентезийная или научно-фантастическая JRPG The World Ends with You для Nintendo DS. Дерзкая, стильная и бросающая вызов представлениям о жанре, она захватила сердца игроков и стала в некотором роде культовой. И несмотря на впечатляющий приём как среди критиков, так и у обычной аудитории, став в год релиза бестселлером платформы, надолго ушла с радаров. Сначала она напомнила о себе до начала десятых годов релизом на смартфонах в виде Solo Remix, потом в 2018 году в виде Final Remix на Nintendo Switch с, откровенно говоря, сомнительными успехами.



Хоть это было и не тем, что ждали фанаты, иногда терпение вознаграждается и чудеса случаются снова: продолжению The World Ends with You дали свет с приставкой NEO в названии. Пусть в этот раз и без гиммиков одной платформы, но зато с широким охватом, включая релиз на PC. Так что же ждёт нас? Снова чудесный мир? Или же бесславное исчезновение? Или что-то посередине?

“Ритмы освободят меня”

Чем запомнилась оригинальная The World Ends with You? Ответов много – нестандартным сеттингом, закрученным сюжетом, живыми запоминающимися персонажами со своими идеалами и тараканами в голове. Визуальным стилем, подчёркивающим красоту этого мира, и восхитительным саундтреком, звучащим как сама Сибуя. Атмосферой безудержной молодости, в конце концов, со всеми ошибками, сожалениями и последующим искуплением.



И по крайней мере стиль с музыкой NEO предложить может. Отринув идеалы с чистым 2D, сиквел переехал полностью в третье измерение. Но сделал это с такой грацией, что теперь оригинал кажется в этом плане незавершённым. Собрав все основные особенности оригинального визуального стиля (с искривлённой перспективой, резкими тенями обводки объектов) и современного дерзкого молодёжного стиля центра мод Токио, NEO привносит в эту картину так недостающей глубины и жизни. И здесь, в отличие от Balan Wonderworld, постоянный наклон окружения в зависимости от положения не воспринимается как что-то неуместное, а полноценно играет на стиль. Ну и спасибо аниматорам за потрясающую плавность всех действий героев на уровне очень крупнобюджетного трёхмерного аниме.



Что до саундтрека, то про него можно сказать примерно то же самое: остался верен себе, но стал ещё лучше. Всё те же песни в таком же жанровом спектре: от щебечущей поп-музыки и классического японского хип-хопа, который как и вся музыка страны восходящего солнца отдаёт джазом и фанком, до японского же рока и даже ню-метала. Будь моя воля, то я бы поставил игре 12/10 уже за опенинг с потрясающим жанровым миксом, плавно перетекающим из лупящего бас-гитарой пост-гранжа, как с MTV нулевых, сначала в бодрый рэп, заходя в R’n’B, потом в грохочущий и орущий ню-метал. А какие помпезные здесь темы персонажей, каждая из которых прекрасно подходит характерам героев. Пусть такой порой неожиданно тяжёлый выбор песен и не совсем подходит современной моде (и отчасти это можно записать в промахи сеттинга), я буду крайне разочарован, если в итогах года NEO не возьмёт хотя бы одну награду за саундтрек. И особенно, если не увижу его на стрим-сервисах. Ну или хотя бы пусть дадут список исполнителей.


https://youtu.be/0lxHLq9jFuw?list=PLcQw-5DaZIDHUM4k5U6Ew82Fqmmxkeh11
Неожиданно для меня среди всех треков из OST именно этот оказался самым цепляющим при том, что я больше угораю по музыке потяжелей.

“Я прямо перед тобой”

В отличие от визуального стиля и саундтрека геймплей претерпел значительное преображение. Век инноваций прошёл, да и эксклюзивность потеряна, а значит нужно ориентироваться на максимальную унификацию. А так как игра выходит сразу на PS4, Switch и PC, задействовать тачскрин как в первой части больше не получится, поэтому разработчикам пришлось радикально преобразить игровой процесс.



Можно по разному относиться к подходу с боем сразу на двух экранах, но это всё же был гиммик конкретно для одной лишь Nintendo DS. Да и решение в итоге оказалось спорное, что заметили и сами создатели, позволив отдать второго персонажа полностью на откуп искусственному интеллекту. NEO же во многом вторит новому поколению JRPG, но перекраивая под характерную серии систему значков.

Если в первой части значками мог пользоваться только главный герой и активировались они росчерками на тачскрине, то в новой итерации ими пользуются все члены группы. Но каждый строго по одному, задействуя сразу шесть кнопок – две на быстрые спамящие атаки и четыре на заряжаемые приёмы. И поначалу кажется (как оказалось после опроса знакомых, попробовавших демо-версию), что бои скатываются в банальный button mash.


Не всегда нужно хаотично давить кнопки, чтобы победить.

Однако со временем приходит осознание того, что на такой стратегии нормальный рейтинг в конце боя не получишь и нужно думать о синергии значков. Хоть и в достаточно примитивном виде, но она тут есть. Зарядить лаунчер на R перед переходом в ближний бой, чтобы не получить довольно болезненный ответный удар, использовать прожектайлы на Y во избежание круговой атаки, и подобные простые тактики, которые добавляют некоторой глубины процессу. А периодически будут появляться моменты добиваний, в которые нужно ударить по врагу другим значком для оглушения. Для большей эффективности можно задуматься и о подборе стихий против конкретных врагов, но тут начинаются нюансы вроде невозможности оперативной смены значков и невозможности определить заранее с кем точно будешь сражаться. Но по большей части это всё не нужно.


Только на уровне сложности Hard и искусственно выкрученном в ноль уровне прокачки можно почувствовать хоть какое-то сопротивление. Да и то не всегда.

Начать стоит с того, что игра чертовски лёгкая. В принципе, как и в оригинале, здесь, периодически вступая в драки, помимо сюжетных, и поддерживая стабильный рост уровня, можно пройти как нож сквозь масло через почти все бои. И практически не помогает появлению челленджа ни увеличение уровня врагов, ни снижение своего собственного, как было в TWEwY, поскольку он влияет только на количество здоровья у команды (маленький нюанс: здоровье тут общее на всех и не нужно заниматься микроменеджментом на уровне отдельных героев). При должном понимании работы боевой системы можно быть эффективным в любом случае, просто затратив куда больше времени, а главным врагом станет неадекватный таргет-лок, который берёт в захват что угодно кроме того, что нужно. Разве что на повышенных уровнях сложности понимание механих будет скорее обязательным условием для победы, потому что убивать будут очень быстро в случае ошибки. Но с повышенной наградой за бои игра снова поощряет гринд, пусть и всё ещё оставляя его необязательным, хоть и нужно это скорее для любителей закрывать игры на 100%.



А вот мирная часть изменилась не сильно. Всё также нужно бегать по уже давно известным фанатам серии местам Сибуи и не только, говорить с персонажами и периодически выполнять небольшие задания. Разве что камера переехала пониже, в район третьего лица. При этом фишка с чтением мыслей стала куда удобней, поскольку теперь огромные иконки взаимодействия не перекрывают друг друга. И огромное спасибо за то, что теперь сюжетные мысли подсвечиваются.

Временами, конечно, вводят маленькие развлечения вроде уже встречавшихся в первой части тестов или, прости господи, Social Links Network, спасибо, что хотя бы не как в Persona. Всего лишь ещё один способ для прокачки маленьких, приятных, ещё сильней облегчающих игру способностей. А из них часть мы видели раньше, часть появилась вместе с новыми героями.

“На шаг ближе к краю”

Вместе с преображением геймплея изменился и состав команды. Теперь в ней аж четыре человека, из которых три новичка, каждый со своими фишками. Увешенная значками и мерчем своей любимой франшизы виабу/отаку Наги получила, наверное, самую неинтересную с точки зрения механик способность проникать в мысли людей и очищать их от Помех. Скучно, банальные битвы с небольшими модификаторами, аналог которых был в оригинале. Чуть поинтересней с жизнерадостным раздолбаем Фретом, способным “встряхивать” память других людей, напоминая им о чём-то забытом. Поначалу забавно и сопровождается прикольными нарисованными как будто ребёнком картинками. Правда, процесс чересчур напоминает взлом замков в Skyrim (или Thief: Deadly Shadows, что менее очевидно).


Главное понять механику и не крутить стики попусту.

Ну и наконец главный герой Риндо, заполучивший главный макгаффин игры – перемещение во времени. Пусть и в специально отведённых для этого сюжетом моментах, но можно прыгать в течение дня и менять события в угоду сюжету. С точки зрения повествования выглядит интересно, но можно было бы дать чуть вариативности.



Но всё равно самый интересный момент – это появление четвёртого члена команды начала игры, – Сё Минамимото – что вскрывает ложь и опровергает слова разработчиков о том, что для игры в NEO не нужно знание событий The World Ends With You. В теории, конечно, совершенно новый игрок может и получит удовольствие от игры, даром что в ней объясняют всё происходящее в достаточной мере. Вот только при этом там столько фансервиса и отсылок на оригинал, что я не уверен как это выглядит без знания контекста.

Хотя игравшим в только в оригинальную The World Ends with You на Nintendo DS будет ещё хуже. Какого чёрта здесь делает Сё? Почему у новых Жнецов нет крыльев? Откуда вообще взялись Жнецы Синдзюку и почему они рулят Игрой Сибуи, если изначально прямым текстом говорилось, что в каждом районе своя Игра. Почему Мистер Мяу у кого-то, кроме Сики, да и почему этот кот буквально везде? На часть из этих вопросов ответы, конечно, дадут, а за остальными придётся проследовать либо в Final Remix, либо в вики по игре, либо в аниме. У нас тут, прости господи, реткон.



Да и вообще поначалу кажется, что по сюжету NEO проигрывает оригинальной TWEwY. Как минимум потому, что не показывает с самого начала никакого личностного конфликта героев, из которого они будут на протяжении всей игры развиваться. Если в первой части Неку на протяжении трёх недель, помимо того, что оказался втянут в разборки сильных UG, пытается начать снова доверять людям, в новой же всё держится максимум на вялотекущей интриге с моментами грядущего апокалипсиса и что же задумал Сё в этот раз. И не только он.



При этом наблюдать за происходящим в игре в целом даже нормально. Пусть новички в колоритности проигрывают старичкам, при появлении которых резко становится интересней, смотреть/читать местное типичное сёнен-аниме сравнимо с поглощением попкорна: вроде и не надоедает, но эмоций никаких не вызывает. Да, большую часть времени не происходит ровным счётом ничего движущего сюжет, пока не случается какой-то сдвиг, заманивающий небольшой интрижкой, а потом снова кусок жизни с попытками выжить в Игре. И примерно когда начинаешь ловить себя на мысли, что NEO чересчур затянут обязательными боями и бегом из одного конца карты в другой, события начинают закручиваться и становится интересно. Главное только – дотерпеть.

“Смотри как он горит, как жар-птица”



И вместе с этим появляется закономерный вопрос: “Как же вообще относиться к таким провисаниям?”. Не привыкшим к условностям типичных для аниме сюжетов история может показаться пустой, и отбить желание играть вообще. И фразу “через n-часов она обязательно станет лучше” никогда нельзя использовать как оправдание.

Кого-то оттолкнёт кор-геймплей, который может показаться одновременно и простым, и утомляющим. Если вовремя не поднять уровень сложности и начать экспериментировать со значками, которые действительно по-разному ведут себя в деле, то сражения превратятся просто в однообразное бездумное месиво кнопок. И, субъективно, игра никак не подталкивает к экспериментам, достаточно лишь иногда менять значки на те, у которых статы чуть получше и с похожими атаками. А с получением удовольствия от бесконечного уничтожения Помех лучше справляется чувство накатывающей скуки и личная тяга к “прокачать их всех”.



И если фанаты первой части и так игру купили уже давно и составили о ней своё мнение (или им пришлось для этого пройти ещё и Final Remix), то как быть новичкам? Смогут ли они вклиниться в переплетения местного сюжета несмотря на то, что по заявлениям создателей знание прошлой части необязательно. И тут мне трудно предсказать, как сыграют ожидания.

Играть ради арт-дизайна и музыки? Да, они тут потрясающие и достойны самой высокой оценки, но это последнее, ради чего вообще стоит играть в игры.



А в остальном NEO очень точно переносит The World Ends with You в новый формат. Но может всё-таки стоило хоть немного взбунтоваться против ожиданий фанатов? Доказать себе, что есть ещё запал делать что-то действительно новое. Показать, что такое дикая молодость, когда море по колено и эксперименты наше всё. А не воспроизводить по памяти то же самое, что было, когда хотелось если и не перевернуть мир, но как минимум удивить всех. Пусть и воспроизводить невероятно достоверно с поправкой на современные реалии и без всех этих: “How do you do, fellow kids”.

Обзор: NEO: The World Ends with You - Затянувшаяся молодость 109
Обзор: NEO: The World Ends with You – Затянувшаяся молодость
Вердикт:
NEO: The World Ends with You способна принести много приятных часов. Вопрос только в том, насколько она срезонирует с личным чувством прекрасного у игрока в части аудио-визуального опыта, с терпимостью к рутине и желанием приспосабливаться, чтобы было интересно в геймплее, а также с отношением к оригиналу в части сюжета. И сколько игрок готов терпеть, пока не станет хорошо.

А вместе с ответами придёт и понимание – стоит ли вообще начинать играть.
Плюсы
Приятный игровой процесс,...

Сюжет способен затянуть,...

Интересные механики,...

Потрясающий стиль,...

Восхитительный саундтрек,...

Минусы
...которым затягивают игру

...если пережить минимум 15 часов филлеров
...которые необязательны из-за лёгкости игры
...который никак не изменился с первой части
...которого нет на стрим-сервисах

7
Магазины